История

Исида – идеал женственности и материнства

Исида - идеал женственности и материнства

Исида ,Изида (егип. js.t, лат. Isis, др.-греч. Ἶσις) – одна из наиболее великих богинь древности, которая дает нам возможность понять, каков у древних египтян был идеал женственности и материнства.

Ее почитали как сестру и супругу Осириса, мать Гора, а, следовательно, и царей Египта, которых всегда считали земным воплощением бога с соколиной головой.

Истоки культа

Исида - идеал женственности и материнства

Культ Исиды очень древний и, вероятнее всего, своими корнями уходит в Дельту Нила. Здесь был расположен один из древнейших центров культа богини Хебет, который греки называли Исейоном (ныне Бехбейт эль-Хагар), сейчас он лежит в руинах. Не исключено, что вначале Исида являлась локальным божеством Себеннита, но в период V династии «Тексты Пирамид» обозначают ее ключевую роль в общеегипетском пантеоне. Изначально отождествляясь с богом Гором, вследствие распространения культа бога Осириса, богиня Исида уже выступает как сестра и жена Осириса и мать Гора. Её первоначальные черты в эпоху Нового Царства переходят на Хатор. Исида – это младшее божество эннеады в Гелиопольской теологической системе. Её почитали как дочь богини Нут и бога Гебаи и, следовательно, как правнучку бога Ра.

Миф об Осирисе и Исиде

Исида - идеал женственности и материнства

Часть мифов, среди которых и миф «Об Исиде и Осирисе», до наших времен дошли только в пересказе Плутарха. В этом мифе повествуется, как Исида – верная супруга бога Осириса – в долгих странствиях нашла его тело, после того как он был убит родным братом Сетом. Она воедино собрала все части, на которые были разрублены останки Осириса, и при помощи бога Анубиса сотворила из них самую первую мумию. Фаллос Исида вылепила из глины, так как это была единственная часть тела, которую она не смогла найти (его съели рыбы), затем освятила его и прирастила к вновь собранному телу Осириса. Затем Исида превратилась в самку коршуна (птица Хат), распростерла крылья по воссозданной мумии Осириса и забеременела, произнеся волшебные слова. В Дендере в храме Хатхор и в Абидосе в храме бога Осириса до наших дней сохранились рельефные композиции, изображающие сокровенный акт зачатия Гора богиней в образе соколицы, которая распласталась над мумией супруга. В честь этого Исиду часто изображают в образе прекрасной женщины с крыльями, защищающими Осириса – царя, или просто умершего. Иногда Исиду изображают и коленопреклоненной в афнет (белой повязке), оплакивающей всякого усопшего так, как она когда-то оплакивала самого бога Осириса. По легенде Осирис становится владыкой царства мертвых, тогда как Исида рожает Гора в гнезде из тростника в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные рельефы и статуи изображают, как богиня кормит сына грудью, который принял облик фараона. Исида (эпитет «Прекрасная») вместе с богинями Нут, Нефтидой и Тефнут всегда присутствует во время родов каждого фараона и помогает матери-царице благополучно разрешиться от бремени.

Исида – «первая среди богов», «великая чарами», повелительница тайных молитв и заклинаний. Её обычно призывают в беде, произносят имя ее, прося защиты для семьи и детей. Предание гласит, что для того, чтобы овладеть тайными знаниями и приобрести магическую силу, богиня вылепила из земли и слюны стареющего бога солнца Ра зме́я, укусившего солнечное божество. Исида потребовала от бога Ра в обмен на исцеление поведать ей свое тайное имя, которое является ключом ко всем загадкам и силам вселенной. Таким образом, она становится «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».

Благодаря своим знаниям, Исида (одна из богинь-покровителей медицины) исцелила младенца Гора, когда в болотах его ужалил скорпион. С тех самых пор, как и богиня Селкет, ее иногда почитали как великую владычицу скорпионов. Свои тайные знания и силы богиня передает своему сыну Гору, вооружив его, таким образом, великой магической силой. При помощи хитрости Исида помогает Гору победить Сета, когда они оспаривали право на престол и наследство Осириса, и стать полноправным владыкой Египта.

Миф о Ра и Исиде

Исида - идеал женственности и материнства

Исида, которая среди людей считалась колдуньей, решила попробовать свои силы на богах. Но для того, чтобы быть небесной госпожой, ей необходимо было знать тайное имя Ра. Она обратила внимание, что бог Ра к тому времени постарел, с уголков губ на землю падает слюна. Исида собрала эти капли слюны, смешала с пылью и слепила из этого змею. После чего прочитала свои заклинания над ней и положила на дорогу, по которой каждый день ходил бог солнца. Змея укусила Ра, когда он проходил мимо, тот страшно закричал. Все боги кинулись ему на помощь.

Ра рассказал им, что, несмотря на его тайное имя и все заклинания, змея все-таки ужалила его. Исида пообещала исцелить его в обмен на то, что он откроет ей свое тайное имя. И тогда бог солнца поведал ей, что утром его зовут Хепри, в полдень – Ра, а вечером – Атум. Но Исиду это не удовлетворило. И тогда Ра объявил: «Пусть Исида поищет во мне, и моё имя перейдёт из моего тела в её». После чего он скрылся на своей ладье от взоров богов и трон Владыки Миллионов Лет освободился. Исида сговорилась с Гором, что бог Ра должен поклясться, что тот расстанется со своими обоими Очами (Луной и Солнцем).

Когда Ра открыл свое имя колдунье, а сердце его было вынуто из груди, Исида произнесла: «Истекая, яд, выходи из Ра, Око Гора, выходи из Ра и засияй на его устах. Это заклинаю я, Исида, и это я заставила яд упасть на землю. Воистину имя великого бога взято у него, Ра будет жить, а яд умрёт; если же яд будет жить, то умрёт Ра».

Символы

Исида - идеал женственности и материнства

Символом Исиды считался царский трон, знак его часто изображали на голове богини. Начиная с периода Нового Царства, культ Исиды тесно переплетается с культом богини Хатхор, из-за чего иногда на голове Исиды изображают убор в виде диска солнца, который обрамлен коровьими рогами. Священным животным ее, как богини-матери, считают «великую белую корову Гелиополя», мать быка Аписа из Мемфиса.

Другим широко известным символом божества является амулет тет, или, как его называют, «узел Исиды» либо «кровь Исиды». Его чаще всего выполняли из минералов красного цвета – яшмы и сердолика. Подобно Хатхор Исида является повелительницей золота, которое считалось образцом нетленности. На знаке золота ее, как правило, изображали коленопреклоненной.

Небесные символы богини Исиды – это, прежде всего, «госпожа звезд» – звезда Сириус или Сопдет. С ее восходом от одной только слезинки богини разливается Нил. Другой ее небесный символ – грозная гиппопотам или Исида-Хесамут (Исида – мать грозная) в образе созвездия Большой Медведицы, которая в небесах хранит ногу расчлененного Сетха при помощи своих неизменных спутников – крокодилов. Иногда Исида совместно с Нефтидой предстает в облике газелей, хранящих небесный горизонт. Эмблему, изображающую двух газелей-богинь, всегда носили на диадемах младшие жены фараонов в эпоху Нового Царства. Еще одно воплощение богини Исиды – богиня Шентаит, которая предстает в облике коровы, покровительница ткачества и погребальных пелен, повелительница священного саркофага – в нем по преданиям осирического ритуала мистерий возрождается тело Осириса, убитого братом.

Сторона света, которой управляет Исида – запад, ритуальные предметы – ситула (священный сосуд для молока) и систр. Вместе с богинями Нейт, Селкет и Нефтидой Исида считалась великой покровительницей умерших, она своими божественными крыльями оберегала западную часть саркофагов, а также управляла антропоморфным духом Имсети, являвшемся одним из четырех сыновей бога Гора, покровителем каноп.

Центры почитания

Исида - идеал женственности и материнства

Самое знаменитое святилище Исиды, которое просуществовало вплоть до исчезновения цивилизации Древнего Египта, находится на острове Филе, вблизи Асуана. В нем богине, которую также почитали во многих других храмах Нубии, поклонялись до VI века нашей эры, в то время как весь остальной Египет уже проповедовал христианство. Святилище Осириса и Исиды на Филе долгое время оставалось за границами распространения эдикта императора Феодосия I (391 года), запрещавшем языческие культы в силу соглашения, которое было достигнуто еще Диоклетианом с правителем Нобатии. В результате император Византии Юстиан Iотправил своего военачальника Нареса, с целью разрушить все культовые сооружения, расположенные на острове и доставить в Константинополь их реликвии.

Однако по всему Египту располагались многие центры почитания богини. Самые известные из них – Дендра, где богиня Исида была рождена богиней неба Нут, Коптос, в котором ее считали супругой бога Мина (владыка восточной пустыни), и, конечно же, Абидос, где богиня вместе с Осирисом и Гором входила в священную триаду.

Гностический гимн, который некоторые египтологи связывают с Исидой

Да не будет не знающего меня нигде и никогда!
Берегитесь, не будьте не знающими меня!
Ибо я первая и последняя.
Я почитаемая и презираемая.
Я блудница и святая. Я жена и дева.
Я мать и дочь. Я члены тела моей матери.
Я неплодность, и есть множество ее сыновей.
Я та, чьих браков множество, и я не была в замужестве.
Я облегчающая роды и та, что не рожала.
Я утешение в моих родовых муках.
Я новобрачная и новобрачный.
И мой муж тот, кто породил меня.
Я мать моего отца и сестра моего мужа, и он мой отпрыск.

Исида в классической музыке

Волшебная флейта (Die Zauberflöte, нем.) — опера-зингшпиль Моцарта, ария Зарастро «О, вы, Изида и Осирис» («O Isis und Osiris»).

Исида в античной традиции

Богиня Исида была широко известна и грекам, и римлянам. Она – супруга Осириса, которую отождествляли с Деметрой, изобретательницей парусов во время поисков пропавшего сына Гарпократа (Гора). Также ее отождествляли с Ио, дочерью Инаха.

Некоторые полагают, что она превратилась в созвездие Девы, поместила Сириус на голову созвездия Пса.

В широко известном произведении «Метаморфозы» античного автора Апулея была описана церемония инициации в служители богини, однако, до сих пор в полной мере не удалось расшифровать их символическое содержание. Оно по сей день остается загадкой.

В греко-римском мире значительное распространение приобрел культ Исиды и мистерии, связанные с ним. Исида пользовалась очень широкой популярностью как вселенская богиня-мать в период эллинизма не только в Египте (там ее культ и таинства были распространены в Александрии), но также и во всем Средиземноморье. Всемирно известны ее храмы, расположенные в Библе, Риме, Афинах, хорошо сохранился храм, который был обнаружен в Помпеях. Статуя Исиды из алебастра (III век до н. э.), которую обнаружили в Охриде изображена на современной банкноте Македонии достоинством 10 динаров. В эпоху поздней античности мистерии и святилища богини широко распространились по другим городам Римской империи, из них выделялся храм в Лютеции (сейчас Париж).

Во времена Римской империи культ Исиды значительно превзошел по популярности культ Осириса, и она стала серьезным препятствием становления раннего христианства. Калигула, Тит, Флавий, Веспасиан делали серьезные пожертвования святилищу Исиды в Риме. На триумфальной арке Траяна в Риме есть изображение, на котором запечатлено как император жертвует вино Исиде и Гору. Император Галерий объявил Исиду своей покровительницей.

Исида - идеал женственности и материнства

Некоторые авторы XIX – XX веков видели в почитании «Черных Мадонн» в храмах христиан средневековой Германии и Франции отзвуки культа Исиды. Также считалось, что образ Исиды с сыном Гором-Гармахисом повлиял на иконографическое изображение Богородицы с младенцем Иисусом на руках. А также проводились параллели между причиной бегства Святого семейства от преследований Ирода в Египет и сюжетом о том, как богиня Исида прятала своего юного сына Гора в тростнике, опасаясь гнева Сета.

По свидетельству знаменитого религиоведа и этнографа Джеймса Фрэзера некоторые элементы культа Исиды оказали огромное влияние на обряды христиан: «Величественный ритуал Исиды — эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения Божьей Матери <…> — во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма».

Однако, некоторые сходства, о которых упоминает Фрэзер, являются спорными. Так, например, он описывает тонзуры жрецов Исиды, хотя, по Плутарху, жрецы Исиды всегда полностью удаляли волосы на теле и голове.

Добавить комментарий