“Не умеешь — не берись”: когда искусство лучше не трогать

Когда ты реставратор, но при этом неудачник, с тобой обязательно случится конфуз. Иногда мирового масштаба. Мы расскажем о пяти случаях, когда предметы искусства подверглись откровенному издевательству со стороны тех, у кого руки, может, и золотые, но явно не из плеч.

Фреска из Китая

Фреска из Китая

“Дело мастера боится” — хорошая поговорка. Только в истории пожилой испанки-реставратора Сесилии Хименес нужно было бояться результата. Так, посредством ее труда, вместо китайской фрески Элиаса Гарсия Мартинеса на зрителей смотрит “Пушистый Иисус” — так окрестили это творение в интернете, сделав на него пару сотен мемов и смешных картинок. Нет, конечно, творение произвело фурор: им в шутку украшали торты, даже выпустили пародийную короткометражку о конце света, и пририсовали на обложки глянцевых журналов.

Случаются и другие неудачные реставрации, которые обходятся в кругленькую сумму. Правительство китая выделило 160000$ на реставрацию фрески эпохи Цин, изображение которой было в плачевном состоянии: изображенные фигуры почти не просматривались, а от слоя краски почти ничего не осталось. Однако, вряд ли можно было спутать объект всемирного наследия с наспех сделанной кем-то подделкой. Древнюю фреску взялись реставрировать, и результат поразил всех, правда, в не очень хорошем смысле: изображение получилось мультяшным, и совсем не соответствовало эпохе, в которую появилась фреска. Возмущение китайской общественности стало причиной увольнения двух чиновников, а вот восстановить объект культурного наследия уже точно не удастся.

История одной заправленной кровати

Инсталляция Трейси Эрмин “Моя кровать” бурно обсуждалась в интернете, и была продана на аукционе за баснословную цену (аж 4 млн. долларов!). На самом деле, иногда наши спальни очень на нее похожи: незаправленная кровать, разбросанные вокруг вещи и мусор (так автор пыталась показать симптомы депрессии).

Но мало кто помнит, что первый раз Трейси Эрмин представила свое произведение аж в 1999 году, и тогда с ним произошел забавный конфуз. Незадачливый смотритель выставки (который, скорее всего, совсем не понимает в новомодном арт-искусстве), решил прибрать бардак: аккуратно застелил кровать и собрал мусор. Но стараний чистюли не оценили, и инсталляция была восстановлена.

Это не единичный случай, когда кто-то вмешивается в искусство из самых лучших побуждений: уборщица выбросила инсталляцию из картона, кусочков бумаги и печенья стоимостью 10000 евро.

Обидные слова для Брестской крепостиБрестская крепость

Иногда журналисты перегибают палку: едкая критика в сторону современного искусства еще допустима, но, когда имеешь дело с историческими скульптурами, стоило бы промолчать. Но, команда CNN имеет свое мнение на этот счет: именно она внесла белорусский монумент “Мужество” (на памятнике Брестской крепости) в список самых уродливых монументов мира. И не просто внесли, а на первое место. Стоит ли говорить, что от нелепой фразы, касающейся лица изображенного солдата, белорусское и российское правительства хотели рвать и метать? Скандал вышел мирового масштаба, и CNN все-таки пришлось удалить публикацию, и принести официальные извинения. Но, “осадочек-то остался”.

Статуя и… маникюрный сервис

Маникюр

Иногда новости культуры нельзя описать никак иначе, как “смех сквозь слезы”. Случай в Гатчинском парке как раз из этой оперы: пострадали 4 скульптуры, украшавшие дворец еще во времена Павла Первого. “Молодой Сатир”, “Молодой Марс”, “Амазонка” и “Афина”, к большому счастью, находятся в музее, а в парке их заменили высококачественные копии. Так, Молодому Сатиру шутники-вандалы накрасили ногти на ногах розовым лаком, удаление которого обойдется в 2,5 миллиона рублей. Конечно, виновники могли бы заявить, что это — новомодная инсталляция, но портить предметы искусства (и даже их копии) не должен никто.

Искусство сделать селфи

Без ноги

В Миланской Академии изящных искусств недавно произошел инцидент со статуей. Иностранный студент забрался на копию скульптуры “Пьяный сатир”, для того, чтобы запечатлеть себя на смартфон на ее фоне. Не известно, где в это время находились смотрители академии, но из-за их халатности статуя лишилась части левой ноги — она просто не выдержала веса горе-студента. К слову, копия знаменитого произведения искусства была сделана еще в 19 веке. Этот инцидент говорит сам за себя: любить искусство нужно, но на расстоянии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login