Талант-шарлатан: история фотографий Уильяма Мамлера

Еще до времен компьютеров и фотошопа, фотография пользовалась большой популярностью. Конечно, она мало поддавалась обработке, но находились умельцы, которые буквально опережали свое время, и порождали множество тайн и загадок своего дела. Об одном из них мы расскажем далее.

Загадочные фото

История одного фотографа

1860-е годы. Америка переживает самые страшные времена: гражданская война унесла сотни тысяч жизней людей, и породила увлечение и страсть к спиритическим сеансам. Вызов духов умерших родственников и друзей был не только попыткой масс пережить свое горе, но и отличной почвой для шарлатанства. Именно второй путь выбрал Уильям Мамлер — профессиональный фотограф, сколотивший капитал буквально на чужом горе. Стоит отметить, что шарлатанство стоило ему больших трудов — он разработал технологию, способную проявлять на фоне основного снимка силуэты людей.Уильям Мамлер

В 1862 году фотограф вместе с семьей переезжает в Нью Йорк, где начинается его основная деятельность. Его жена была медиумом, и проводила спиритические сеансы, так что бизнес, можно сказать, был семейным. Добавляя силуэты людей на фото во время вызова духов, Мамлер убеждал присутствующих, что это их родственник. Слава быстро настигла фотографа, и разлетелась по всему Нью Йорку. Жалование тоже росло: по сегодняшним меркам, он зарабатывал до 4000 долларов в месяц (тогда эта сумма была равна 40 долларам).

Конечно, многим фотографам и общественным деятелям не нравилось, что Мамлер отнимает у них клиентов, и зарабатывает настолько большие деньги. Однако, попытка разоблачить фотографа и объявить его шарлатаном не увенчалась успехом — никто из присутствующих так и не понял, как появляются силуэты на снимках, если никаких лишних манипуляций при съемке фотограф не производит. Ученые, политики, фотографы ломали головы, но так и не смогли “рассекретить” талант Мамлера.

Фото призрака

Следующая попытка очернить имя фотографа состоялась в 1969 году. Осудить его так и не смогли, но доброе имя Мамлеру подпортили, да и славно ударили по кошельку — за судебные издержки пришлось заплатить целых 5 тысяч долларов (500 000 в наше время). Конечно, общественность заинтересовалась, откуда у простого фотографа такие накопления, поэтому число клиентов резко сократилось. За глаза Мамлера называли мошенником, а интерес к спиритическим сеансам стал угасать. Дело Мамлера стало менее востребованным, поэтому такого размаха, как в годы популярности, было уже не достичь.

Конец 1870-х годов стал для Мамлера роковым: ему диагностировали шизофрению, которая привела к истощению нервной системы. В 1884 году фотограф скончался. Ему было 52 года. Предчувствуя скорую смерть, он уничтожил почти все свои снимки и записи.

К счастью, фотокарточки сохранились у тех, кто посещал спиритические сеансы. До нашего времени дошло около 2000 экземпляров, которые до сих пор заставляют задуматься о том, как Мамлеру удавалось сделать такой монтаж при достаточно скромном оборудовании тех времен.

Так в чем секрет?

Фото призраков

Фотографы и ученые со всего мира до сих пор гадают, как Уильяму Мамлеру удавалось получать снимки, на которых были силуэты родственников тех, кто искал утешения в спиритических сеансах. На одном из самых знаменитых снимков фотографа даже появился дух самого Авраама Линкольна, склонившего голову, на фоне его вдовы.

Фото призрака

Объяснить этот случай пытались с практической стороны. Считали, что за то жалование, которое получал фотограф, он мог себе позволить нанять бригаду нечистых на руку людей, проникавших в дома тех, кто отваживался на спиритические фото. Дело в том, что Мамлер, фотографируя людей, обещал доставить им снимки домой через несколько дней, тем самым, получая их адрес. Воры, нанятые фотографом, проникали в дом “жертвы”, и искали снимки родственников, которые потом накладывались на изначальное изображение. Конечно, за такие фото и оплата была значительно выше, чем за обычные. Однако, что было бы, если бы у родственников не сохранилось фотографий тех, кого они потеряли? Это остается загадкой, но скорее всего, силуэт на фото просто был бы нечетким и размытым, чтобы выглядеть не так “правдиво”, но все же, присутствовать. Также, Мамлер иногда объяснял отсутствие духов на фото тем, что они просто “не пожелали выходить на контакт”. После таких заявлений, клиент вполне мог заподозрить фотографа в мошенничестве, тем более, только треть фотографий действительно могли считаться “спиритическими”.

Фото-загадки

Но, как говорится, “не пойман — не вор”. Прямых свидетельств о таком мошенничестве Уильяма Мамлера в истории нет, и нам остается лишь гадать, на самом ли деле он был шарлатаном, или фотографом, которому позировали настоящие духи. Во что верить — решайте сами. Лишь одно неизменно: талант и профессионализм Уильяма Мамлера до сих пор остается интересной и интригующей страницей в мировой истории фотографии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login