Амон - Бог Солнца - Интересный мир - все самое занимательное на планете!

Амон — Бог Солнца

Амон – бог в древнеегипетской мифологии. Позже становится царем богов. Его символы – символы мудрости – гусь и баран (это священные животные). Очень часто Амона изображали человеком с бараньей головой в короне и со скипетром в руке, а так же с солнцем и большими перьями.

Изначально Амон был всего лишь местным богом города Фивы, его там почитали как небесное божество. Также в паре с Амаунет он считался одним из богов гермопольской Великой Восьмерки – Огдоады, где был воплощением ветра и воздуха. Супругой Амона считалась Мут, но в ранних источниках таковой называли Уасрет. А Амаунет — только лишь женское его воплощение. Амон, Мут и лунный бог Хонсу (сын Мут и Амона) –фиванская триада.

Однако, в Первый переходный период имя Амона упоминается уже как имя верховного бога и демиурга. Верховные жрицы, а позднее только женщины царской крови, стали носить титул «Супруга бога Амона». В период Среднего царства бог Амон приобретает все большую популярность и при XVIII фиванской династии фараонов превращается в главного бога Египта. Согласно синкретизму он отождествляется с богом солнца Ра в образе главенствующего бога Амона-Ра.

При Новом царстве жрецы бога Амона сосредоточили в своих руках громадные богатства и влияние. Так, благодаря оракулу Амона, на престол была возведена женщина-фараон Хатшепсут, и в этом главную роль сыграло жречество бога Амона в лице Хапусенеба – верховного жреца. Во времена правления XVIII фиванской династии были возведены грандиозные храмы богу Амону в Карнаке и Луксоре.

Все попытки фараона Эхнатона ввести культ Атона, запретив почитание Амона, провалились. Таким образом, позиции жрецов великого бога лишь упрочнялись, была установлена фактическая теократия при Рамессидах (XXI династия), и на престол взошел верховный жрец Амона-Ра Херихор.

Амон в Куше

После того, как Египет завоевал Нубию (Куш), кушитское верховное божество окончательно было отождествлено с Амономвремен XVIII династии. Таким образом, к первому веку до нашей эры в южных владениях Египта культ Амона получил большее распространение, чем в Верхнем Египте. Там в это время все большее влияние приобретают Хор и Исида. Первая столица Нубии – Напата становится священным городом Амона.

Когда правитель Нубии Кашта добился у сестры (по отцу) фараона Такелота III Шепенулет I, бывшей верховной жрицей («Супругой Бога»), признания своей наследницей его дочери Аменирдис I, это означало установление контроля Нубии над Египтом. Свое почтение Амону всячески демонстрировали фараоны XXV династии. После того, как они были изгнаны из Фив, центр культа Амона также перемещается. В теократических государствах Мероэ и Нобатии тоже начинает распространяться культ Амона. Его оракул играет ключевую роль в принятии многих политических решений.

Скорей всего в Нубии и был отождествлен этот бог с бараном. Его стали изображать в человеческом облике с головой барана, хотя раньше это было полностью антропоморфное божество – человек в длинной короне.

Амон в античной литературе

По Геродоту Амон – это Зевс египтян. В своем гимне Амону Пиндар называет его «владыкой Олимпа». Он же пожертвовал статую божества работы Каламида в храм, который в честь Амона был воздвигнут в Фивах. Животное, которое его символизирует – баран. В частности Амон Ливийский всегда изображался с крутыми рогами. Его также называют Богом Солнца. Упоминался еще Еврипидом.

Назван в честь пастуха, который воздвиг храм в Ливии. По другой легенде, Дионис в Эфиопии (ныне Индия) долго искал воду и не мог найти. И тут вышедший из песка баран показал ему воду. Тогда Дионис обратился к Зевсу с просьбой включить в число созвездий барана. А на месте, где ему была показана вода, Дионис и воздвиг храм Амона-Зевса.

Именно оракул Амона убеждал, что на съедение чудовищу надо отдать Андромеду.

Известно, что Александр Великий, отвоевавший у персов Египет, посетил в оазисе Сива, в Ливийской пустыне, оракула Амона. Он объявил Александра сыном «Зевса-Амона». Это придало Александру Великому уверенности в своей божественности.

Согласно рационалистической интерпретации Амон – царь древнего Египта, а не бог. Историк Леонт утверждал, что Дионис во время своего правления Египтом подарил Амону землю против Фив за то, что тот, прибыв из Африки, пригнал правителю скот. Именно поэтому скульпторы изображают рога на голове Амона.

Или возьмем другой пример – аммиак. В латинском языке это звучит как sal ammoniacus («соль Амона»). Его назвали так, потому что в ливийском оазисе Сива близ храма Амона добывали хлорид аммония. В пустынном климате (NH2)2CO, мочевина, которая содержится в продуктах жизнедеятельности караванных верблюдов, а также других животных, проходивших через тот оазис, потому что он являлся пересечением многих торговых путей, очень быстро разлагается. И аммиак — один из продуктов этого разложения. Хотя в других источниках можно прочитать, что свое название аммиак получил от древнеегипетского слова в честь людей, которые поклонялись Амону.

Во время проведения своих ритуальных обрядов, они нюхали нашатырь NH4Cl, испаряющий аммиак при нагреве. В современных языках есть термины, происходящие от имени Амона, в греческой форме «Аммон». Например, название уже вымерших головоногих аммонитов, ракушка которых своей спиралевидной формой похожа на бараньи рога. С такими рогами иногда изображали это божество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *