В число наиболее выдающихся памятников церковного зодчества Ярославской области входит Храм Спаса на Городу. Кроме того, постройка считается одной из древнейших городских реликвий. Главной особенностью архитектуры является гармоничное сочетание классического стиля со скромными декоративными элементами. Здание собора отличается своей изящностью и простотой, притягивая к себе внимание местных жителей.
Возведение каменного храма началось в 1672 году. Эта небольшая церковь стала основой всего храмового комплекса. За несколько лет до этого здесь располагалась деревянная церковь Спаса Преображения, которая сгорела в пожаре 1658 года. Неподалеку располагались лавки торговцев, занимавшие достаточно обширную территорию.
Строительство каменной церкви, основанной на месте сгоревшей постройки, велось на средства самих горожан. Долгое время храм имел статус народного. Годы спустя эта традиция забудется, церкви начнут возводить на пожертвования чиновников и местных богачей.
Это обстоятельство стало определяющим фактором в выборе стиля и оформления собора. Торговый народ не имел денег на богатые и пышные украшения, поэтому конструкция обладала стандартным планировочным решением. Пять изящных глав устанавливались на объемный крест, служивший основой здания. Наличники украшала необычная каменная резьба.
По прошествии лет комплекс несколько раз достраивался и расширялся. В 1694 году здесь появился зимний храм, расположившийся на территории южного придела. В XIX столетии здание придела немного преобразилось – обновилась кровля и поменялась конструкция потолка.
На протяжении XVII столетия был возведен Николаевский придел и колокольня. В итоге всех реконструкций вышел удивительный церковный ансамбль, отличающийся асимметричностью и компактностью, при этом отлично вписывающийся в местные ландшафты.
Церковь Спаса на Городу известна также своими настенными фресками, считающимися эталоном ярославской школы живописи. В картинах Лаврентия Севастьянова, Ивана Дмитриева и Федора Федорова изображены эпизоды жизни Христа, библейские сцены и фрагменты. Больше месяца группа живописцев трудилась над уникальными фресками и образами. Роспись, повествующая об истории Животворящего Креста Господня, встречается в этом храме в единственном экземпляре.
После мятежа белогвардейцев в 1918 году, многие постройки разрушились. Пострадали конструкции приделов и колокольни, разгромлены изящные купола. Реставрация храма велась на средства прихожан.
После 1926 года начался период упадка. Советские власти дали распоряжение о закрытии комплекса с последующей передачей зданий отдельным обществам.
С начала 80-х годов прошлого века здесь проводились плановые реставрационные работы, завершившиеся спустя десятилетие. Сейчас храм является выдающимся центром духовного просвещения.