Несмотря на весомые и едкие доводы обманутых поклонников, игра Diablo III получилась хорошей и состоятельной, но от веяний времени ей все же стало дурно.
Сервера регулярно выбрасывали на мороз случайных игроков, а пресловутый аукцион был смыслом жизни для тысяч играющих и превратил неплохое начинание в логово спекулянтов. «Меняю «Феррари» на легендарный меч, возможна доплата», — так ехидничали в народе. Но рано или поздно Blizzard должна была вернуть игре человеческое лицо.
Дьябло жил, Дьябло жив, Дьябло будет жить
Силы добра наконец угомонили демоническое воинство и его рогатого идейного вдохновителя. Дьябло заперт в черном камне душ вместе со всей своей сатанинской братией, а воссозданный орден хорадримов ищет укромное место для опасного самородка.
Беда подкралась откуда не ждали — за камнем явился не прислужник тьмы, а ангел. Так в истории Санктуария наконец проявил себя Малтаэль, архангел смерти. Он без лишних слов отобрал артефакт у хранителей, чтобы довести начатое до конца. Верховный жнец решил, что вечного заключения дьявольских существ во главе с Дьябло будет недостаточно для мира во всем мире, и собрался затащить туда все демонические сущности Санктуария до единой. И его мало волнует, что таковые сущности есть в каждом человеке, и удаление темной стороны души, как и светлой, впрочем, — влечет неминуемую гибель носителя. Так что Нефалем снова берется за оружие, едва успев отдохнуть от ратных подвигов, и отправляется спасать цивилизацию.
Пятый акт Diablo III, который и приносит с собой d3 Reaper of Souls, как раз представляет собой вялую погоню за стариком с косой (точнее, с двумя серпами). Место для борьбы с Малтаэлем и его трудягами-жнецами выбрано удачное — город Вестмарш, черный, как мысли палача, и гнилой, как его зубы. Вестмарш — это классика серии Diablo, как прежний Тристрам, а не тот Новый Тристрам, утративший подобающую мрачность.
Однако не ждите других сюрпризов во вселенной Санктуария — сюжетная обоснованность происходящего все так же играет поразительно небольшую роль, хоть сразу вываливай килограмм спойлеров на головы, — да только спойлерить нечего.
А ну ее в болото
Не так уж велик Вестмарш, но его дополняют зловонные болота и фантасмагорический Пандемоний, куда герои отправятся спасать человечество. Пробежать пятую главу можно за три-четыре часа (пропустив самое веселье, которое в серии Diablo случается обычно на повторных прохождениях), если вы не наберете все побочные поручения. Правда, они зачастую примитивны и выполняются по инерции. Случайно поговорили с гробокопателем, по привычке отбились от нечисти и, наконец, забрали добычу из сундука, который откапывал «черный археолог». В городе подобные миссии упрятаны в жилища, подвалы и склады, куда так и тянет зайти, просто потому, что можно. Задание дают автоматически, а условные инстинкты довершат начатое. Трудно представить, как иначе можно реализовать сторонние квесты в Diablo, — в «игре одной извилины», как ее порой несправедливо называют.
Собственно, на этом список достопримечательностей Вестмарша можно было бы завершить, если бы не гадалка, которую вернули из бета-версии. Мириам разбила шатер вместе с другими ремесленниками в логове выживших, которое станет базой для сбыта награбленного. Гадалка меняет один из дополнительных эффектов оружия на ваш выбор — нужно лишь отсыпать ей нужное количество золота.
После магических манипуляций выбранный эффект изменится на другой, случайный. Но вы сможете позволить себе роскошь «подкрутить настройки» у любимой секиры, только если играете года полтора и храните в сундуке золотой резерв Швейцарии, потому что с первого раза бесполезное свойство, скорее всего, заменится еще более бесполезным. Правда, новые чары можно выбрать из коротенького списка — только нет никакой гарантии, что в него попадет нужная вам особенность.
Покончили с Малтаэлем? Значит, пора перебираться в новый игровой режим — «Приключение»! Там нас не ограничивают сюжетным порядком путешествий и разрешают скитаться по всем локациям, от того же Нового Тристрама и Калдея до промерзлых равнин Бастиона и побитых дьявольской плесенью Небес. Ну и собственно Вестмарша. Возможно, тамошние пейзажи успели надоесть вам до чертиков, однако их наполнили новым содержанием. Так, можно отправиться на поиски кровавых осколков, которые пойдут в уплату за экипировку повышенной редкости и мощности.
Еще интереснее нефалемские порталы, в которых уровни генерируются не просто разной формы, но и с разными, совершенно случайными эффектами. Пустынная радуга? Жгучая дымка тропиков средь холодных равнин? Живность здесь бродит из разных актов и подземелий, боссы неожиданные и с неожиданными способностями, а размер у этих самых локаций произвольный — да еще до десяти уровней вглубь. Если в любом другом месте вы хотя бы примерно догадываетесь, что вас ждет, то после шага в нефалемский портал возможно что угодно. Отрадно видеть элемент неожиданности в игре, которая уже исхожена вдоль и поперек.
Наконец, в режиме приключений можно просто поработать на хорадримов, выполняя их генерируемые задания. И без того длинная Diablo III (если не пробегать ее ради факта прохождения) становится почти бесконечной.
Я достаю свой толстый крест из обедненного урана…
По старой традиции, дополнение к Diablo вводит новых персонажей. Diablo: Hellfire расщедрилось на трех новых фигурантов, Diablo II: Lord of Destruction пригласило двух приключенцев, а вот Reaper of Souls ограничилось одним.
Крестоносец — это реинкарнация паладина из второй части, только более агрессивная. Меньше молитв и воодушевляющих речей, больше праведного гнева и святых зуботычин! Крестоносец умеет лечить себя и соратников, включать энергетические барьеры, но из четырех ячеек активных умений, две заняты разрушительными навыками: всякие цепи, летающие по спирали молоты, достойные Мьёлльнира, ярость небес, в виде ударов молнии и обыкновенный раж, позволяющий укладывать недругов вдвое быстрее и веселее. При этом источником умений для крестоносца служит его праведный гнев, который копится с каждым ударом (благодаря некоторым навыкам). Нечто подобное, мы видели у варвара, который черпает силы из своей ярости.
При этом врываться в толпу монстров и отчаянно сражаться стало не то чтобы проще, но спокойнее — у крестоносца всегда в запасе есть методы разгона демонстраций, а в худшем случае — фантомный конь, выдаваемый на пару секунд и позволяющий скакать натурально по головам. Диапазон возможностей бронированного святоши позволяет без особых проблем оставаться в окружении: найдется немало способностей, бьющих по площади, и таких, которые не требуют наводки. В кооперативе крестоносец может отказаться от насилия и защищать друзей — правда, в гуще нечисти ему будет намного уютнее, чем прочим, да и зазывать он ее умеет, отвлекая от менее защищенных целей.
Коэффициент сложности не изменился — на «обычном» уровне игра по-прежнему смахивает на аттракцион, а самый смак — это более суровые режимы. Впрочем, узенькие улочки Вестмарша иногда могут создать дополнительные трудности для тех, кто привычен к маневрированию, а не к столкновениям лоб в лоб.
Жаль только, что пополнение оказалось не таким значительным, как мы хотели. Пусть заключительный пятый акт удался на славу, но компании крестоносцу явно недостает.
Второй круг Ада
Если говорить о заслугах дополнения, нельзя умолчать о новшествах патча 2.0.1 от 26 февраля 2014 года, которого поклонники ждали не меньше, чем Reaper of Souls. Заплатка привнесла, едва ли, не больше изменений.
* * *
Вопреки популярному мнению, Reaper of Souls не превратил, в общем-то, неплохую (но с ворохом проблем) игру в игру мечты. Diablo III не был идеален и таковым не сделался, но приблизился к совершенству настолько, насколько позволяет фундамент изначальной игры. Дополнение стало лишь завершающим штрихом, клетчатой кепкой, которая необходима настоящему английскому сыщику.
Я не знаю, есть ли diablo 3 на андроид, и знать не хочу. По-моему, лучше чем на ПК, играть просто невозможно!