Исаакиевский собор находится на одноименной площади в Санкт-Петербурге. Храм носит имя преподобного Исаакия Далматского.
У строительства есть предыстория. Фактически было аж четыре Исаакиевских храма!
В 1706 году в период основания русского флота, Петр Первый все свободное время проводил на верфях. Вместе с царем работали 10 тысяч человек православного люда. Поблизости не было даже маленького святилища, где бы народ мог получить покаяние и помолиться. Петром было принято решение открыть церквушку в здании чертежного амбара. Оно находилось недалеко от верфей, и рабочие имели туда свободный доступ.
Помещение укрепили и максимально приспособили под храм за счет средств государственной казны. Имя Исаакиевская, церкви было присвоено самим Петром I, поскольку царь был рожден 30 мая (по юлианскому календарю) – как раз в день памяти святого Исаакия.
Вид у первой церкви был малопрезентабельным: простой сруб из бревен с небольшой круглой скатной крышей и шпилем. Поверх дерево покрыли черной смолой, которую использовали в кораблестроении для пропитки корабельных днищ, чтобы вездесущая сырость не так быстро губила бревна и доски.
Однако это не сильно помогло, люди жаловались, что в храме холодно и сыро, а священнослужители говорили, что конструкция постепенно рушится и гниет. Поэтому периодически Исаакиевскую церковь реставрировали.
В 1712 году царь Петр был обвенчан здесь с Екатериной Алексеевной. По императорскому указу, в этом храме каждый моряк приносил присягу на верность царю и Отечеству. Таким образом, получается, что Исаакиевская самая первая и самая главная церковь града Петрова. В ней происходили все основные события, связанные с историей города.
В 1717 году было начато строительство каменного храма, первый валун в его фундамент заложил лично Петр I. Стройку доверили немецкому зодчему Маттарнови. Тот начал исполнять заказ в стиле «петровского барокко». Однако вскорости скончался, дело продолжил другой его земляк – Гербель. Странное стечение обстоятельств, но и второй архитектор тоже умирает. Храм заканчивает русский — Яков Неупокоев. В итоге на стройку было затрачено 10 лет. Получилась необычная по форме церковь — в виде равно-конечного греческого креста. Высота храма с куполами и колокольней достигала 40 метров. Наверху били часы-куранты, привезенные Петром I из Голландии. Внутри было нарядное убранство и резной золоченый иконостас.
Однако вторая Исаакиевская церковь, построенная практически на берегу Невы постоянно подмывалась водой, в 1735 году серьезно пострадала от пожара вызванного ударом молнии. Потому было принято решение поставить Исаакиевскую в другом месте.
Третий по счету Исаакиевский собор строился при Екатерине II и Павле I. Царица хотела видеть его шикарным — в мраморе, Павлу же было все равно. Поэтому собор получился несуразным: мраморное основание екатерининских времен продолжали кирпичные стены павловского правления, храм вышел приземистым и даже смешным. Современники здорово потешались над этой архитектурой.
В начале XIX века несоответствие парадного облика центра Санкт-Петербурга и неказистого Исаакиевского собора вынудило Александра I подумать о его реконструкции. Доколе ж можно было еще смешить народ и иностранных гостей.
Был объявлен конкурс, который выиграл молодой француз Монферран – он представил 24 рисунка. Проект Монферрана получил одобрение императора. В результате строительство четвертого собора было начато в 1818 году. Прежний храм разобрали по кирпичику.
40 лет подряд лучшие мастера трудились над строительством божьего храма. Работы курировал лично император. Высота собора получилась 101 метр, внутренняя площадь помещений – более 4 тыс. кв .м. 5 лет фундамент укрепляли просмоленными сосновыми сваями, в заболоченную почву северной столицы их вбили более 10 тысяч штук. На отделку фасада и колонн ушли сотни тысяч тонн идеальных по качеству, светло-серых рускеальских мраморных глыб. Каждая 17-ти метровая колонна весила 114 тонн. Толщина стен там и тут составляет от 2,5 до 5 метров. Купол Исаакиевского собора сделан металлическим, это большая редкость по тем временам. Таких сооружений Российская империя еще не знала. В строительстве было задействовано 400 тысяч рабочих, в основном крепостных крестьян. Четверть из них умерли от болезней или погибли на стройке от несчастных случаев.
В соборе установлены три алтаря: основной посвящён Исаакию Далматскому, два другие — Великомученице Екатерине и Александру Невскому. Внутренние интерьеры отделаны все тем же мрамором, а также малахитом, лазуритом, бронзой. Внутри много живописи, мозаики, фресок и витражей на библейские темы.
История сохранила для нас интересное предание, говорят, что главному архитектору Монферрану гадалками было предсказано, что вскорости после окончания стройки он умрет, именно поэтому зодчий так растягивал строительство. И действительно, через месяц после торжественного освящения собора Монферран скончался, и его прижизненная просьба о захоронении тела внутри собора не была уважена императором.
Исаакиевский собор это выдающийся эталон позднего классицизма. Здесь проявляются неоренессанс, византийский стиль и эклектика.
Увы, сразу после революции храм безжалостно разорили. В 1922 году церковные ценности вывозили и продавали, направляя средства в фонд помощи голодающих Поволжья. Изъяли 48 кг изделий из золота, более двух тонн украшений из серебра. Настоятель был арестован. В 1928 году были прекращены все службы, собор решено отдать под антирелигиозный музей!
В годы Великой Отечественной войны собор серьезно пострадал от бомбёжек. Во время блокады в нем хранили экспонаты различных ленинградских музеев.
В новой России в 1991 году храм получил статус Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», здесь регулярно совершаются церковные службы.
На куполе храма ныне устроена смотровая площадка, откуда открывается превосходная панорама на центральную часть города.
Сейчас эксперты считают состояние собора аварийным, требуется серьезная реставрация.