Некогда Эрик Берн заметил, что для ребёнка очень важны прикосновения, а позже эта потребность сменяется потребностью вербального признания. Он указал, что человеку необходим стимул, то есть знание своей необходимости для кого-то и признание – ответная реакция на свой импульс. А что после приходит завершенность, удовлетворение.
По сути, это означает то, что каждому человеку необходимо, чтобы его признавали. Если человек дает другому стимул и не получает ответа – нам не дали признание.
Поглаживания могут быть и позитивными, и негативными, но что важно – ребёнку нужны и негативные поглаживания – они позволяют ему строить отношения с миром, понимать, что можно, а что нельзя.
Важно понимать, что за то, что человек делает можно дать ему негативное поглаживание, а за то какой он – нельзя. Так как близкого человека любят безусловно, но это не значит, что он не может ошибиться.
И для детей, и для взрослых поглаживания очень важны, поскольку позволяют ощутить себя нужными. Но в семьях нас часто так воспитывают, что определенные типы поглаживаний мы не можем принять. Например, если девушке говорили, что она глупая, получив третье высшее образование она может не верить тем, кто скажет ей комплимент о её выдающемся уме.
Родители не часто дают детям позитивные поглаживания за то, что он делает, зато говорят ребёнку, что он лучший, когда в школе ему ставят 5, а если 2 – он автоматически становится плохим.
В любом случае, у многих людей появляется дефицит поглаживаний, и они начинают жить по определенной схеме: по схеме экономии поглаживаний. У неё есть 5 правил:
Эти правила скорее вредны для людей, например, если вы попросите о поглаживании – человек вправе отказать, но может он рад вам помочь, а вы этого так и не узнаете не спросив. Очень важно уметь давать поглаживания и принимать их, по сути именно в этом суть успешного взаимодействия. Не бойтесь, что кто-то решит, что вы льстите. Если ваш комплимент не примут – это будет значить, что человека учили не принимать поглаживаний. Но учиться нужно.
Когда-то давно проводили эксперимент с рисом. Исследователь взял три банки риса, подходя к первой он говорил «я тебя люблю», второй он заявлял «я тебя ненавижу, а третью он просто игнорировал. После конца эксперимента рис в третьей банке сгнил, а в первой и второй он был в нормальном состоянии.