Птах (Пта) считается одним из имен, принадлежавших Богу-Творцу в религиозной традиции Древнего Египта. Древние египтяне разнообразным выражениям Единой Божественной Природы давали разные имена, которые символически их отображали. Каждому из этих имен соответствовал свой иконографический канон.
Птаха чаще всего изображали человеком в плотно облегающей одежде, которая полностью закрывала его, оставляя только кисти рук, в которых он держал «уас» (посох). Имени Птах соответствует эпитет «Тот, кто за южной стеной» (в Египте Юг символизировал вечность) Другими словами Птах – Бог, который находится с обратной стороны творения, Бог – Сам в Себе, «Тот, Кто в вечности», «Творец за пределами Своего творения». В «Текстах Саркофагов», 647 речении, есть изречение от имени Птаха: «Я – Тот, Кто к югу от Моей стены. Повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель (неба и земли — прим.), творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие. Я – творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю, и живут они, ибо Я – творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моем, достоинство Мое в руках моих, Я — Господь». Центром культа Птаха считается город Мемфис. Расположение храма Птаха в Мемфисе – за южными городскими стенами, несло на себе отпечаток непостижимого и таинственного жития Бога. Культ Птаха был распространен по всему Древнему Египту, а также в Палестине, Сенае и в Нубии.
Как следует из текстов богословского произведения жрецов из Мемфиса «Памятник Мемфисской теологии», которые по всей вероятности зафиксировали более раннее предание, Птах – это демиург, Бог-Творец, который создал первую восьмерку богов (первичных проявлений или качеств создания Своей сути, как Божества). Ими были четыре пары: бездна – Нун и Нунет (использование пары – женское и мужское имя – указывает на способность творить жизнь); бесконечность, неисчислимость – Хух и Хухет; тьма, которая может тоже творить – Кук и Кукет; отсутствие образа – Амон и Амонет (Нельзя путать с именем Творца Амон). Именно из этих пар Птах и создает мир и все, что в нем существует – людей и животных, растения, искусства и ремесла, храмы и города. Он творит «сердцем и языком», задумывает творение в своем сердце и называет задуманное языком (произнеся Словом). От Птаха берут свое начало Свет и Правда, он также Творец царства, царственности, как принципа организации всей жизни.
В ритуальных Текстах Пирамид практически не упоминается имя Птаха, там, в большинстве своем, присутствует имя Ра или Амон-Ра (незримое Солнце). Однако от имени Птаха произошло множество имен людей, Птахотеп – известный в Древнем Египте мудрец. В одном из имен почитали иноприродность Бога человеческому миру, а в ином – единоприродность. Именно благодаря такому парадоксу и была выражена мысль о том, что человек причастен одновременно и к земному, и к божественному бытию, он, в одно и то же время, и сын Бога, и тварь земная. Поэтому, по разумению Древних египтян, умерший соединяется с Богом благодаря своей единоприродности с Ним (Амон-Ра – Бог, который раскрывает Себя в Своем же творении, соединенным с Ним (а человек произошел из Его слезы)). Египтяне чтили в имени Птах его Божественную запредельность, его иноприродность Своему же творению. И человек – «икона» Самовластного Невыразимого Божества.