Ярославский храм Сретения Господня – один из самых примечательных памятников церковного зодчества. Популярность этого места обусловлена несколькими факторами. Во-первых, храм располагается на многолюдной пешеходной улице, где его сложно не заметить. Во-вторых, весьма любопытна история возведения собора.
Сретенский храм в Ярославле получил свое название в честь одноименного православного праздника. Сретение Господне, которое празднуют через 40 дней после Рождественских гуляний, является древней христианской традицией. Кроме того, этот праздник принято считать днем прихода весны.
Церковь возводилась на месте существующего ранее деревянного храма, построенного здесь еще до 1636 года. Каменная постройка появилась только спустя около 50 лет. Строительство велось на средства ярославского купца Павла Якимовича Денисовского, который также помог основать один из приделов храма. Для зимних мероприятий в соборе обустроили теплую церковь.
Первозданный вид храмового ансамбля, оформленный на протяжении XVII-XVIII веков, был частично утрачен. До начала ХХ века храм дважды реконструировали. Сначала объем здания увеличили, построив еще одну церковь. Также здесь появился новый алтарь и трапезная. В конце XIX столетия комплекс претерпел кардинальные изменения. Строительство велось под чутким руководством известного русского архитектора Николая Ивановича Поздеева. Благодаря его идеям, постройка приобрела монументальный вид, свойственный многим православным соборам, но при этом осталась понятной обывателю.
Владелец крупной промышленности И. Н. Дунаев, вложивший в проект немало средств, лично присутствовал при строительстве. Он же участвовал в организации работ по возведению придела, основанного в память великомученика Пантелеимона.
Архитектура Сретенского собора отличается массой элементов декора. Внимания заслуживает особая кладка кирпича, присущая псевдорусскому стилю, искусно имитирующая ажурную лепнину. Подобные художественные приемы сглаживают строгие фасады церкви, придавая постройке пышность и торжественность.
Одной из «изюминок» храма признана его удивительная акустика, созданная благодаря продуманной планировке. Такой вывод был сделан Василием Зиновьевым – священнослужителем, вокалистом и композитором еще в 1920-е годы.
В советские годы здесь размещались промышленные склады и подсобные помещения. Главные постройки частично разрушились. Только в конце ХХ столетия собор был передан Русской Православной церкви.
Сегодня здание систематически реставрируется и восстанавливается. Вновь обретенная христианская святыня стала излюбленным местом горожан и туристов.