Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках — архитекторы, участвовавшие в создании, старались воплотить в этом проекте все людские желания, создав гармоничный совершенный образ. Удивляет безупречность художественных форм и элементов, идеально вписывающихся в окружающие пейзажи. Этот уникальный памятник расположился в тихом месте, где сливаются воедино реки Волка и Которосль. Сегодня он один из самых популярных представителей церковной архитектуры страны.
Строительство храма, начавшееся в XVII веке, велось на пожертвования Ивана и Федора Неждановских – влиятельных местных богачей, о которых практически ничего не известно. Историки утверждают, что они занимались скотоводством, торговлей и сельским хозяйством. По их задумке храм должен был получиться самым красивым и величественным во всей округе. Так и вышло.
Масштабные строительные работы начались в 1649 году. Основа конструкции представлена пространственным кубом, выполненным с соблюдением всех традиций ярославских умельцев. Объемный крест, лежащий в его основе, образован четырьмя массивными столпами. Верхний ярус состоял из галерей. Пять массивных куполов и позакомарные покрытия завершали образ здания. Впечатляет пропорциональность всего ансамбля. Широкая и невысокая основа дополнена изящными, устремленными вверх барабанами куполов.
К 1654 году все мероприятия по возведению храма были окончены. Взору горожан предстала дивная, строгая, практически лишенная декора постройка. Однако выглядела она довольно торжественно. Такого эффекта удалось добиться благодаря особой технологии укладки камня.
В конце XVII столетия внешний вид церкви несколько изменился. Храм украсили изразцовыми вставками, окна оформили необычной резьбой. К декорированию центральной апсиды и пристроенных остроглавых крылечек подошли особенно тщательно.
Внутренняя отделка храма началась после 1732 года, когда местные жители собрали достаточно средств. Росписью интерьеров собора занимались умельцы артели Алексея Соплякова. Вскоре был установлен уникальный пятиярусный иконостас.
В середине XVII столетия здесь формируется целый архитектурный комплекс. Аналогичным образом возводится зимний собор Владимирской Богоматери, основанный вдали от летней постройки. В итоге мы видим удивительную композицию, дополненную высокой «Ярославской свечой».
Колокольня высотой около 37 метров отлично вписывается в храмовый ансамбль, придавая ему грациозность и изящность. Святые ворота, появившиеся здесь позже остальных, завершают общую композицию всех построек.
Сегодня все соборы, входящие в комплекс, принадлежат Русской старообрядческой церкви. Сейчас здесь систематически проводятся работы по реставрации архитектурных форм и декоративных элементов. Вскоре выдающийся храм предстанет зрителю во всей красе.