Самым древним каменным храмом Ярославля считается церковь Николы Надеина, которая является своеобразным «рекордсменом». Кроме того, что она стала первой каменной постройкой города, превзошедшей по своим габаритам все окрестные сооружения, церковь возводилась на пожертвования местных купцов, хотя такое раньше не приветствовалось. Именно с этого храма началось развитие ярославской школы церковного зодчества. Стены храма таят в себе многовековую историю, которую почувствует каждый, кто решит познакомиться с этим памятником архитектуры. Сегодня храм гармонично вписывается в массив городской застройки. Сейчас здание церкви окружено многочисленными жилыми зданиями, а когда-то храм одиноко возвышался над окрестными территориями.
Различные легенды связаны с таинственной историей основания собора. Ученые считают, что строительство храма, начавшееся в 1620-1621 годах, велось на месте существовавшей ранее деревянной постройки. Первый храм был уничтожен пожаром, после чего тут появилась церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Вскоре здесь же развернули работы по возведению огромного собора, посвященного святителю Николаю – почитаемому святому всей Руси. Строительство велось на средства, выделенные влиятельным купцом Епифанием Андреевичем Святешниковым, который любил путешествовать и верил в покровительство святого. Другая легенда гласит, что икона Николая Чудотворца была принесена сюда течением Волги.
Все работы велись весьма слаженно и активно. Местные жители любовались габаритами будущего храма, изучая особенности архитектуры и удивляясь щедрости зажиточного купца. Святешников даже стал обладателем особой царской грамоты, дававшей право проводить особые торговые операции. В итоге новый собор получил уникальное название, частично состоявшее из имени влиятельного купца.
Общая композиция храма вышла просто прекрасной. Пять изящных глав украшали мощный основной четверик, а Благовещенский придел и небольшая колокольня идеально завершали общий образ храмового ансамбля.
В конце XVII века внешний вид уникального памятника несколько изменился. Умелые мастера провели работы по возведению нового яруса, расположенного над колокольней, а также увеличили размеры некоторых оконных проемов, заложили арки переходных галерей. На этом изменения в объемно-планировочном решении собора не закончились. В XVIII столетии позакомарные покрытия заменили четырехскатной кровлей, пристроили новый придел в честь Александра Свирского, возвели небольшую часовню из дерева, впоследствии замененную постройкой из кирпича. В середине XIX века по велению настоятелей храма были демонтированы четыре из пяти глав собора, а на колокольне установили огромные часы. Несмотря на такие кардинальные перемены, церковь нисколько не утратила своего архитектурного великолепия.
Внутреннее убранство храма также менялось с течением десятилетий. Росписью главного храма, придела и галерей занимались умельцы артели Любима Агеева. Двадцать живописцев занимались иллюстрацией библейских сцен, эпизодов жизни Иисуса Христа и Николая Чудотворца. Изящные фрески впоследствии реставрировались и покрывались новыми рисунками.
Согласно легенде, в создании знаменитого золоченого иконостаса принимал участие сам Федор Волков – основатель драматического искусства России.
В годы советской власти архитектура и интерьеры церкви значительно не пострадали. Однако близлежащая территория претерпела масштабные изменения. Здесь появилась плотная городская застройка. В здании храма располагались музейные хранилища, жилые комнаты, выставка имени Федора Волкова, хранилище овощей. Только в 1970-х годах ценная постройка обрела свой нынешний статус и стала доступной для посещений.
Сегодня многие местные жители и гости Ярославля могут насладиться величием храмовой архитектуры собора, изучить элементы декора, осмотреть интерьеры, фрески и иконы.