Вокзал Ярославль-Главный стоит на ведущих позициях в списке главных достопримечательностей города. Помимо того, что этот комплекс построек является ценным архитектурным памятником, он считается своеобразной визитной карточкой Ярославля.
Все гости, приехавшие в город на поезде, начинают осмотр достопримечательностей с изучения этого ансамбля. Сегодня здание вокзала считается одним из самых габаритных железнодорожных комплексов нашей страны, являясь рекордсменом в рамках Северной железной дороги. На перроны ярославского вокзала ежедневно прибывают и отправляются несколько десятков товарных и пассажирских составов. Общая пассажировместимость насчитывает примерно 2 тысячи человек. Однако такими масштабами вокзал обладает сравнительно недавно.
Всего пятьдесят лет назад Ярославль-Главный представлял собой скромное здание с билетными кассами, оснащенное местами для размещения людей, ожидающих отправления поезда.
Станция «Всполье», основанная в XIX веке, стала первым строением на месте современного вокзального комплекса. Она долгое время являлась постройкой второстепенного значения, которая никак не развивалась и не модернизировалась. Все изменилось после 1913 года, когда возвели железнодорожный мост, соединяющий берега Волги. После этого наладилось бесперебойное транспортное сообщение столицы и отдаленных северных районов. Станция «Всполье» находилась как раз на пересечении железнодорожных маршрутов и выполняла роль так называемого транспортного узла. С тех пор значимость постройки только возрастала и вокзал получил свое нынешнее название. В военный период Ярославль-Главный стал важным стратегическим объектом. Отсюда отправлялись составы, обеспечивающие боеприпасами и провизией Северный, Северо-Западный и Калининский фронт.
После окончания Великой Отечественной войны на станции развернулись грандиозные восстановительные работы. В. Панченко стал архитектором и руководителем нового проекта. Построенное здание отличалось своими размерами и богатой архитектурой. Стены основного здания украсили огромными арочными окнами и колоннами коринфского ордера. Богатая лепнина и государственная символика расположились на фронтальном и боковых фасадах. На вершине была установлена четырехугольная башня с большими часами и заостренным шпилем.
По прошествии двух десятилетий ансамбль дополнили, построив билетные кассы и соорудив подземный переход, имеющий выход на платформы. Новые постройки не отличались торжественностью и помпезностью. Их главной характеристикой стала функциональность.
Фигура Саввы Мамонтова, установленная здесь в 2008 году, стала очередной достопримечательность вокзального комплекса. Памятник появился здесь на 140-летие Северной железной дороги. Успешный промышленник Мамонтов стал основателем этих железнодорожных путей.
Сегодня Ярославль-Главный считается основным транспортным центром и постоянно модифицируется – строятся современные скоростные платформы, реконструируется привокзальная площадь, проводятся мероприятия по благоустройству территории.