Ягода годжи была частью китайской культуры начиная с 3его столетия, сейчас же она рассматривается как наиболее популярный доступный суперфуд.
На возвышенностях Северо-Западного Китая лежит земля, наполненная богатствами. Поскольку именно здесь, на берегах Жёлтой реки, в тени, покрытой туманом горы Лиупан, жители региона Нинся выращивали один из самых востребованных продуктов питания на протяжении веков.
Эта маленькая овальной формы ягода называлась «красный бриллиант», так как считалось, что у неё есть антивозрастные свойства, и она получила новоиспечённый статус суперфуда. Но китайцы, которые используют её в лечебных целях с 3его столетия, называют её «ягода гожди» или «волчья ягода».
Ягода годжи выращивается по всему Китаю, но уникальные геологические условия создали наиболее ценную версию этого фрукта. Как говорит Эван Гуо, менеджер по прожадам фермы по выращиванию ягод годжи Нинся Баиши Хенджинь Фуд Текнолоджи Ко, – «Именно совокупность прохладного горного бриза, богатой минералами почвы и сплетённых лоз, орошаемых известной Жёлтой рекой, делают ягоды годжи из региона Нинся наиболее ценными».
Фермеры из региона Нинся всё ещё собирают эти ягоды таким же образом, как и делали на протяжении многих веков. Ежегодно, с июля по сентябрь фермеры припадают к высоким кустам, осыпанным ярко-красными наливными ягодами. Они искусно срывают горсти сладкого лакомства с лозы, а затем бросают ягоды в плетёную бамбуковую корзину.
Любовь к этим ягодам в Китае датируется сотнями лет, а врачи, практикующие Традиционную Китайскую Медицину (ТКМ) всегда верили в целебные свойства ягоды годжи. Первым подобным упоминанием была запись в Справочнике о лекарственных средствах. Это исторический медицинский текст, написанный известным знахарем Ли Шичжэнем в 16 веке. Мисс Чжан Руфен, доктор ТКМ в Клинике Традиционной Китайской Медицины Ю Ян Санг, расположенной в Китае, Малайзии и Сингапуре отмечает, что «Это довольно обширный и известный справочник, и в нём есть запись про ягоду годжи. Знахарь Ли Шичжэн давал точное описание внешнего вида растения и способы его применения».
По мнению китайцев, ягода гожди относится и к фруктам, и к растениям, и к ягодам. Она богата витамином С, антиоксидантами, аминокислотами и микроэлементами и назначается врачами ТКМ для повышения функции печени и почек. Чжан, изучавшая китайскую медицину в Пекине отмечает, что «Китайские матери говорят, что ягоды годжи нужно есть, потому что они полезны для глаз, так как в них много каротина. А я бы выписывала их для помощи печени и почкам, которые согласно традиционной китайской медицине, связаны с глазами».
В домашних условиях китайцы могут посыпать сушеными ягодами курицу, добавлять к красным финикам или имбирю в свой «кипящий огненный суп» (прозрачный бульон, приготовленный на слабом огне) или в чайничек с чаем из хризантемы, чтобы получить ударную дозу витаминов. В случае если Чжан прописывает ягоды пациентам, она сочетает их с другими сильными травами. Она объясняет это так: «Обычно мы не используем одно растение для лечения, это лишь часть всей лечебной смеси».
Тем не менее, есть определенные моменты, когда, как говорит практикующий врач ТКМ Чжан, она бы не назначала ягоды годжи, чтобы это не усугубляло состояние пациента. «Если у человека жар, воспаление или боль в горле, что в китайской медицине называется «горячка», я бы посоветовала пациенту прекратить прием ягод годжи в этот период времени», – отмечает она. «Если они также страдали от потливости и диареи, которую мы называем селезёночной недостаточностью, также не следует её. Но когда с вами всё порядке, обычно ягоды годжи подходят всем».
Ягоды годжи долго являлись частью китайской культуры. Легенда гласит, что более чем 2 000 лет назад один доктор посетил китайскую деревушку, где каждому жителю было более 100 лет. Он обнаружил, что все они пили воду из колодца, который был окружён кустами ягод годжи. Его теория заключалась в следующем: когда ягода созревает, она падает в колодец и её богатое витаминами содержимое просачивается в воду. Многое рассказывают и о знахаре Ли Кинг Юен, который жил в 17 веке: он ел ягоды годжи каждый день. Говорили, что он дожил до 252 лет. Если этого было недостаточно, чтобы убедить будущие поколения употреблять в пищу традиционный огненный суп, гарнированный ягодами годжи, китайским матерям приходилось бы говорить своим детям, что употребление ягод годжи избавит их от ношения очков, чтобы те быстро опустошали свои чашки с «огненным супом».
Но времена для этой простой ягоды меняются, в том числе и то, как она потребляется. Древняя ягода годжи, которая являлась частью китайской культуры, теперь является суперфудом как в Китае, так и за его пределами.
Молодое поколение азиатов принимает ягоды гожди, но немного в другом ключе. Так, например, поколение Z сейчас покупает «оздоровительные чайники» для годжи чая. Их родители могли бы признать в них традиционные супные чайники, которые были переупакованы такими брендами как Байдим и приобрели достойный розовый Инстраграм-лук.
Исследования компании «Эджилити Рисёрч энд Стрэтеджи» (Agility Research & Strategy) поколения Z в Китае в 2019 году показали, что нынешнее поколение ставит в приоритет здоровый образ жизни, даже больше, чем деньги, карьеру, личные развлечения и наличие семьи.
Годжи стали очень популярны у международных потребителей. Помешанные на суперфудах, люди за Западе готовы платить 10$ за упаковку ягод, что в три раза дороже, чем в Азии.
Цена на супрефуды сподвигает фермеров на то, чтобы их урожай быстрее достигал полок магазинов. Фермеры в Нинсе собирают 180 000 тонн свежих ягод прямо с лозы ежегодно. Но большая часть продаётся в сушёном виде, поскольку свежие ягоды недолго пролежат на полках магазинов. Ягоды будут быстрее созревать под палящим летним солнцем, а это означает, что фермерам придётся собирать свой урожай быстрее.
В прошлом ягоды оставляли сушиться на больших подносах на солнце, хотя современные технологии ускорили этот процесс, чтобы удовлетворить растущий на них спрос. Владелец компании Нинся Баиши Хенджинь, мистер Ан Вейджун, который родился у фермеров, выращивающих ягоды годжи, открыл органическую ферму восемь лет назад. Он также построил современную лабораторию, где его команда в кратчайшие сроки может высушить их ягоды и ягоды других региональных производителей органических продуктов.
Не похоже, что преимущества ягод годжи сойдут на нет в ближайшее время, так как было зафиксированно рекордное количество собранных ягод годжи (179 тонн) и проданных в Китае во время прошлой распродажи в Торговый день (китайская версия Чёрной Пятницы). Азиатские маркетологи-аналитики, такие как Амрита Банта, управляющий директор компании «Эджилити Рисёрч энд Стрэтеджи» (Agility Research & Strategy) отметили приверженность молодого поколения азиатов здорового образа жизни.
«Спустя много лет, когда китайские потребители сторонились всего, что в Китае было старым и ненаучным, мы считаем, что в Китае вновь появилась гордость за многие традиционные продукты и практики», – отмечает она. «Тем не менее, популярность ягод годжи растёт на фоне глобального осознания их свойств. Сегодня китайская молодежь ест их, потому что они считаются суперфудом, но не обязательно потому, что ТКМ указывает, что они лечат заболевания глаз, печени и почек. Удивительно, как Китай гордится своим прошлым, но при этом так связан с остальным миром».
Молодые повара в Азии также используют ягоды годжи в своих блюдах, чтобы придать им особенный вкус. Выбор пал именно на ягоду годжи, когда шеф-повара Анну Лим пригласили сделать специальную ограниченную серию завтраков для гиганта быстрого питания – МакДональдс. Владелец Суповой Ложки создал вкусную кашу с ягодами годжи, и она стала настолько популярной в Сингапуре, что была добавлена в постоянное меню.
«Добавление в кашу ягод годжи придаёт естественный сладковатый вкус, а в сочетании с зелёным кориандром, белым тофу и красной ягодой годжи, каша приобретает колоритный вид и теперь это не просто рис, а питательная и здоровая еда» – говорит Лим.
В то время как Лим помогает представить этот фрукт новому поколению, шеф-повара, такие как Чанг Хон Чонг из ресторана Уан Харбор Роад (One Harbour Road) в отеле Грэнд Хият Гонк Конг (Grand Hyatt Hong Kong), по-прежнему дают людям возможность насладиться блюдами, как это делали азиатские семьи на кухнях своих матерей. Он посвятил страницу своего меню травяным тонизирующим супам, а ягода годжи является его традиционным ингредиентом.
Гости могут посидеть в ресторане-особняке в шанхайском стиле, где Чанг подаёт супы-отвары, приготовленные с учётом ТКМ. Каждый день, команда Чанга умело измельчает полезные ингредиенты и помещает их в керамический горшок, а затем его погружают в кастрюлю с кипящей водой. Этот процесс медленного приготовления еды воздаёт должное ТКМ и фермерам, выращивающим ягоды. Как говорит Чанг, – «Двойное кипячение – более медленный и деликатный процесс. Путём двойного кипячения можно полностью извлечь все питательные и полезные вещества».
Помимо ужина, потребители, заботящиеся о своем здоровье и желающие принимать суперфуды, как это делали азиатские семьи на протяжении многих поколений, могут просто бросить ягоды годжи в свой суп или чай и насладиться сладким вкусом, похожим на изюм. Именно это и помогает азиатам выглядеть и чувствовать себя молодыми.
Статья найдена на официальном сайте BBC и переведена на русский язык.