Режиссер Хаяо Миядзаки создал классику японской мультипликации — именно так называют его фильмы. У него огромное количество наград, среди которых два Оскара, и место в Зале славы научной фантастики. Его фильмы неоднократно включали в “топ-100” лучших кинолент всех времен. Но до сих пор, для Хаяо Миядзаки самой большой радостью остается возможность порадовать своих зрителей новыми потрясающими фильмами.
Сегодня мы расскажем несколько интересных фактов о жизни знаменитого режиссера.
Любовь к авиации
Работа по специальности
В планах не было стать режиссером
Автор, научивший мечтать
О любви к природе
Никаких отставок!
Отношение к наградам
О детях и их профессиях
Мультфильмы для взрослых
Детали
Режиссер Хаяо Миядзаки родился в 1941 году, в разгар Второй мировой войны. Фабрика “Miyazaki Airplane”, которой владел отец будущего режиссера, выпускала детали для авиации — не мудрено, что Хаяо был болен небом и самолетами с самого детства.
Это отражается в его творчестве — невероятные полеты героев фильмов по бесконечно голубому пространству, авиационные сражения — любовь к небу пронизывает все фильмы режиссера.
Последняя на сегодняшний день работа Хаяо Миядзаки “Ветер крепчает” тоже связана с небом, а прототипами ее главных персонажей стали родители режиссера — уж очень много сходства можно найти в их судьбах. Повествование фильма заканчивается в 1939 году — за два года до дня рождения режиссера.
В своих интервью знаменитый режиссер Хаяо Миядзаки не раз признавался, что с детства задумывал стать аниматором. Всему послужил просмотр “Легенды о белой змее” — фильма, который настолько его впечатлил в старших классах, что, казалось, все было решено. Но неизвестно, почему он не осуществил свою мечту после окончания школы, променяв ее на факультет экономики и политики Университета Гакусюин. Возможно, идея об анимации казалась ему чем-то детским, и Хаяо решил получить более стабильную и востребованную профессию. Однако, всемирная детская литература стала неотъемлемой частью его жизни — Миядзаки ходил в клуб, где с единомышленниками изучал сказки и легенды народов мира.
После получения диплома, политолог-выпускник устроился работать не по профессии. Это был первый шаг к тому, чтобы завоевать анимационный мир: будущая легенда рисовал промежуточные кадры для мультфильмов в студии “Тоэй”. Именно здесь, можно сказать, и произошли главные события его жизни — не только начало анимационного пути, но и знакомство с будущей женой по имени Акэми, а также Исао Такахатой, партнерство и дружеские отношения с которым у Миядзаки длятся всю жизнь.
Когда будущий знаменитый режиссер Хаяо Миядзаки учился в школе, он начал рисовать комиксы. Так появилась “Навсикая из долины ветров” — первая серьезная графическая работа 1982 года. Она выходила в журнале “Анимейдж”, и была оценена читателями по-достоинству. Об экранизации графического романа не могло быть и речи, ведь, это противоречило договору с изданием, однако внезапно обретенная популярность заставила главу журнала просить Миядзаки об экранизации. Сначала речь была о сериале, но автор был непреклонен: он хотел снять только полнометражный фильм, или не экранизировать мангу вовсе.
Однако, внезапная популярность и экранизация комикса стала большим испытанием для режиссера: он признавался, что потерял многих друзей за это время. и даже подумывал о том, чтобы вернуться в привычное “кресло” аниматора.
Студия “Ghibli” была открыта в 1985 году Хаяо Миядзаки и его компаньоном Такахатой. Такое странное название было выбрано не случайно: помните, мы уже говорили о любви режиссера к авиации? Итальянский самолет “Caproni Ca.309 Ghibli” был вдохновителем Хаяо, ведь, его название с арабского (да-да, итальянец “позаимствовал” название с востока) означает ветер “сирокко”.
Создание мультипликационных фильмов, ставших классикой анимации, теперь проходило в собственной студии. В 2014 году работа над “полнометражками” в ней прекратилась, но осталась команда, работающая над проектами Миядзаки. Также руководство “Ghibli” не отрицает возможности снова выпускать двухчасовые фильмы, наняв команду художников-фрилансеров.
Создание студии позволила Миядзаки реализовать то, о чем он мечтал. Режиссер Хаяо Миядзаки хотел снимать фильмы, которые заставили бы своих зрителей мечтать, верить в добро и невероятные путешествия. Безусловно, ему это удалось, и целые поколения воспитывались на его фильмах.
В любом фильме Миядзаки природа выглядит просто потрясающе: хочется рассматривать каждый кадр, в котором волшебство сплетается с прекрасными пейзажами. Иногда фильмы режиссера называют “японским Диснеем”, но сам Хаяо такого сравнения терпеть не может, и утверждает, что работники западной студии не так трепетно и щепетильно относятся к прорисовке окружающего мира в своих мультфильмах.
Хаяо всегда стремился показать не только судьбу и характеры персонажей, но и прекрасный мир, который их окружает: разнообразный, красивый, взаимодействующий с героями наравне с персонажами. Солнце, дождь, ветер — все играет роль в общей “картинке”, представленной зрителю на экране.
Откуда такая любовь к миру? От любви к путешествиям, которые всегда увлекали Миядзаки. Он находил в поездках вдохновение для своих фильмов, идеи для пейзажей и персонажей. “Ходячий замок”, например, был навеян поездкой в Великобританию, Казахстану и Эльзасу.
В 1997 году режиссер подумывал о завершении своей карьеры, так как у него резко начало ухудшаться зрение. Но отставки, к счастью, не получилось, и через 4 года Миядзаки представил миру картину“Унесенные призраками”, за которую удостоился премии “Оскар”, первой в своей жизни.
Завершение карьеры режиссера произошло в 2013 году с последним фильмом “Ветер крепчает”. Но не спешите расстраиваться: неугомонный трудоголик Хаяо трудится в музее своей студии, создавая открытки для тематических выставок.
Но в 2015 году режиссер решился на отважный шаг: он снова начал работу над полнометражным фильмом, при этом признался, что хочет использовать в нем компьютерную анимацию.
Церемонии награждения и кинофестивали редко удостаиваются видеть Хаяо Миядзаки в своих застенках. Также, он практически не дает интервью и не участвует в пресс-конференциях, посвященных своим шедеврам. Даже на получение “Оскара” в 2001 году режиссер Хаяо Миядзаки не приехал, объяснив такое поведение протестом против войны в Ираке.
Миядзаки можно увидеть на записях 2014 года, когда он все-таки появился на сцене, чтобы получить приз от Киноакадемии за вклад в кинематограф.
Миядзаки является счастливым отцом: у него двое сыновей, один из которых работает резчиком по дереву. Второй, по имени Горо, хотел пойти по стопам отца с самого детства, и стать аниматором. Образование ландшафтного дизайнера не остановило мечту, и в 2001 году Миядзаки позволил сыну работать в своей студии — Горо помогал в строительстве музея “Гибли”.
Но когда мечта Горо начала сбываться, и ему предложили экранизировать мангу “Сказания Средиземноморья”, ожидаемой поддержки от отца он не получил. Миядзаки считает, что до роли режиссера нужно дорасти, пройдя определенный путь, поэтому так негативно отреагировал на новость Горо об экранизации. Сын же уверяет, что никогда не планировал “перерасти” отца в плане таланта и режиссуры. “Это просто бессмысленно” — так говорил сын, когда его спрашивали о планах попытаться превзойти Миядзаки в будущем.
Сейчас Горо работает над анимацией “Рони, дочь разбойника”, которая выходит в формате сериала, затрагивая в нем классическую тему детей и их родителей.
Анимационные картины Миядзаки считаются идеальным вариантом для просмотра всей семьей, однако, многие считают, что лучше пересматривать их во взрослом возрасте, чтобы по-новому взглянуть на привычный сюжет: в нем много философии, отсылок и подтекста, недоступных для понимания детям.
Сам режиссер говорит, что единственной картиной, которая рассчитана на исключительно взрослую аудиторию, является его последнее на сегодняшний день творение “Ветер крепчает”.
Фильмы Хаяо Миядзаки интересны тем, что в них нет однозначно положительных и отрицательных персонажей — как и в реальной жизни, все герои многогранны, обладают собственным характером, харизмой и убеждениями.
Например, в “Ходячем замке” герой по имени Кальцифер создает впечатление трогательного и заботливого друга для остальных, несмотря на тот факт, что по природе принадлежит к демонам, а злая ведьма из пустоши после некоторых событий в жизни превращается в абсолютно другого, милого человека.
Вспомните также “Унесенные призраками”, если уже смотрели этот фильм. Безликий призрак становится совершенно одним, когда сталкивается с добротой, а совершенно другим, когда на его пути стоит алчность.
Все мелочи в анимационных фильмах играют свою роль, недаром режиссер Хаяо Миядзаки уделяет им столько внимания. Благодаря им, хочется верить тому, что происходит на экране: каждому движению героев, их мимике, а также природе, которая их окружает. Остановите фильм на любом кадре — и вы получите картину, которую можно повесить в своей спальне, если распечатать.
А какой фильм Хаяо Миядзаки ваш любимый?