Жажда людей узнать, что им сулит будущее, зародилась испокон веков. Также, как и интерес ко всему потустороннему, тому, что находится за гранью обозримого. Мистические практики захватывают, завораживают, щекочут нервы. Так, например, Артур Конан Дойл тоже был не против в них поучаствовать. Сегодня, мы расскажем вам о самых интересных мистических переживаниях писателя, подарившего миру не только отличные детективы, но и “Историю спиритуализма”.
Несомненно, из всех даров провидения
самый милосердный и драгоценный — это
наше незнание того, что нас ждёт впереди.
Артур Конан Дойл, «Пестрая лента»
Кто бы что не говорил о том, что знание будущего — не всегда то, к чему нужно стремиться, жажда знания все равно побеждает. Вспомните, например, святочные гадания, призыв духов, карты Таро… Да и кто не пытался вызвать дух Ленина в пионерском лагере всеми подручными способами?
Выброс адреналина от чего-то потустороннего рядом был гарантирован, и заставлял трепетать тех, кто нервами послабее.
Стоит заметить, что раньше такое веселье было делом весьма обыденным — в Англии 19 века, например, популярность спиритических сеансов была настолько велика, что в них принимали участие от самых бедных до самых богатых. Даже религиозные деятели не пренебрегали возможностью прикоснуться к неизведанному — что говорить о политиках, которым так хотелось узнать, что будет в будущем?
Не удивительно, что волна спиритизма не прошла мимо писателей, одним из которых был Артур Конан Дойл. Самое забавное, что самый известный персонаж его детективов — Шерлок Холмс — не отличается тягой к неизведанному, характерной для автора книг. Наоборот, известный герой является явным скептиком и материалистом.
Сначала Артур Конан Дойл выступал в качестве наблюдателя за спиритическими сеансами — так он и познакомился с этим видом “проведения досуга”. Писателя это так потрясло и увлекло, что со временем он и сам стал медиумом — под конец жизни он зачастую вызывал духов в кругу семьи.
Что так привлекало Артура Конан Дойля в спиритизме? Он считал, что именно общение с духами может помочь человечеству освободиться от незнания, и разгадать многие тайны, которые “за”. Именно об этом были лекции и книги писателя — одна из них, “История спиритизма”, впечатлила нас настолько, что мы решили сегодня о ней рассказать.
Что такое спиритуализм? Согласно Википедии, это религиозно-философское течение, основу которого составляет верование в загробную жизнь и возможность общения с ушедшими от нас. Однако, переводчиком быть трудно, поэтому в России из тонкостей этого понятия получилась “каша” — под спиритуализмом понимается не только учение, но и собственно проведение спиритических сеансов. На самом деле, это совершенно разные вещи — но теперь-то вы точно не запутаетесь.
Мы расскажем как раз о спиритизме, проявляющем себя во всей красе вызовом духов, и возможностью побеседовать с ними — не словами, а специальной системой знаков. Другой вид спиритизма требует от медиума большего умения — благодаря автоматическому письму, он должен впасть в транс, и стать “вместилищем духа”, через которое он и сможет написать окружающим свое послание (вспомните фильм “Привидение” с очаровательной Вупи Голдберг в роли медиума.
Еще одна практика спиритизма связана с письмом — для ее осуществления медиуму нужна грифельная доска и мел — именно на ней дух сможет записать то, что хочет поведать этому миру.
Есть еще много направлений мистических практик, с которыми вы можете ознакомиться самостоятельно — например, левитация, материализация духа (когда участники сеанса видят человекоподобных существ или отдельных “частей” — рук, лиц), а также многие другие. Мы же — о Конан Дойле.
Вообще, Артур Конан Дойль относился к спиритуализму очень серьезно и уважительно. Он даже называл его одним из главных философских учений, возникших еще со времен Христа, и способных изменить человечество в лучшую сторону. Писатель говорил и о древнем происхождении мистической практики, сравнивая ее возраст с “возрастом” человечества в целом.
А вот как практика, “официально” спиритизм был зафиксирован 31 марта 1848 года. В этот день произошел его “выход в свет” — это случилось в пригороде Нью Йорка, в доме фермера, господина Фокса.
Много лет семью фермера преследовали странные явления — они слышали в своем доме стук, шаги и шорохи, происхождение которых нельзя было объяснить шалостями детей или передвижением домочадцев. Именно в “день рождения спиритизма” дочери господина Фокса решили попробовать “ответить” неизвестному, на каждый стук щелкая пальцами. Одна из девочек вскрикнула: “Мистер Топотун, делай, как я!” и начала хлопать в ладоши. Сколько раз она хлопнула, столько же потусторонних хлопков повторилось вслед за ней. Далее, “пообщаться” с духом решила и мать девочек. С ее слов, все происходило так:
“Я обратилась к неизведанному: “Может ли человек делать такое точное количество ударов, и отвечать тем самым на вопросы?”, но ответа мне так и не довелось услышать. Я задала его по другому: “Если ты являешься духом, стукни два раза”. И тут же последовали два удара, которые повергли меня в шок. Я задала следующий вопрос: “Ты дух убитого человека?”. Ответ на него шокировал меня еще больше: что-то стукнуло два раза, да так сильно, что казалось, весь дом задрожал. Но все равно любопытство взяло надо мной верх, и я продолжила задавать вопросы. “Тебя убили в этом доме?” — и снова положительный ответ, “Твой убийца еще в живых” — и вновь раздалось два стука. Я “вела интервью” и дальше, и вот что мне оказалось известно: дух принадлежал мужчине тридцати двух лет, у которого была семья, которая на момент его смерти была в живых. Мужчину убили и закопали в погребе дома, где мы жили со своей семьей. Сейчас его жена умерла.
Я не могла поверить тому, что происходит, и спросила у духа, могу ли я позвать соседей? Не перестанет ли он стучать, и отвечать мне? Ответ давал мне такое право.
На следующий день весть разлетелась по округе, и мой дом оказался переполнен — около трехсот человек собрались, чтобы убедиться в том, что я не вру”.
Из местных жителей образовалась целая “комиссия” по этому удивительному случаю. Всем хотелось выяснить, не является ли рассказ госпожи Фокс “уткой” для привлечения внимания, или просто небылицей. И им удалось выяснить правду, которая была зафиксирована в издании “Boston Journal” (которое, к слову, не имеет никакого отношения к мистике). Вот о чем говорит статья из номера от 23 ноября 1904 года:
Семья Фокс, утверждающая, что общается с духом убитого много лет назад мужчины, погребеного в их подвале, согласилась на раскопки. Были найдены кости, принадлежащие человеку, а значит, их общение с духом может быть правдой.
Сестры Фокс были первыми, с кем дух пошел на контакт, а позже смог объяснить местоположение его останков, отвечая на вопросы госпожи Фокс. Обнаружение скелета полностью соответствует данным ранее показаниям хозяйки дома.
Конечно, после этого случая, общение с духами стало наиболее обсуждаемой темой, и приобрела бешеную популярность. Произошло множество удивительных, поражающих случаев, подробным описанием которых с нами и поделился Артур Конан Дойль — подробнее о них читайте далее.
Среди поклонников спиритизма всегда оказывались богатые и сильные мира сего — многие из них практиковали это мистическое действо, и даже верили, что открытия и произведения авторов могут принадлежать вовсе не им, а кому-то из потустороннего мира. Не забыли про Менделеева, которому, по легенде, периодическая таблица химических элементов просто приснилась — он отразил ее после пробуждения в точности, и, как признавался ученый, только в одном месте требовалось исправить небольшую ошибку. Правда ли это сон, или дух вселился в тело, чтобы оказать человечеству свою услугу?
Помните про “автоматическое письмо”, о котором мы упоминали? Именно к нему, по мнению многих англичан 19 века, прибегал Чарльз Диккенс. Вот, например, как писали об этом авторе Валерия и Владимир Дубковские:
“Он нередко признавался в том, что кто-то “диктует” ему произведения, а Диккенс только записывает. Интересно, что после смерти Диккенс “принял пост” такого потустороннего диктора — он написал только половину романа “Тайна Эдвина Друда” при жизни, а через несколько лет после смерти продолжил его. Работник типографии Т.П. Джеймс стал получать “автоматические послания” от покойного, и записал окончание книги — после ее выхода скептики отказывались верить в происходящее, но многочисленный анализ показал, что слог и стиль Диккенса соответствовали и началу, и концовке романа”.
В книге “История спиритуализма” упоминается и Авраам Линкольн, прибегающий к мистическим практикам для публикации “декларации независимости”.
Конечно, не все были фанатами “потустороннего общения” — многие осуждали данные практики, и утверждали, что это не более, чем шарлатанство и вымысел. Многие публично обвиняли медиумов в мошенничестве и отмывании денег. Многие проведенные эксперименты, проводимые с медиумами, детально описывались. Что только не проходили те, кто общался с духами! Их и связывали, и заковывали в цепи, и проводили другие манипуляции, чтобы исключить подвох в их действиях. Но многие эксперименты заканчивались крахом для тех, кто не верил в мистику — им приходилось признать, что никаких подтасовок в действиях медиумов нет.
Многие медиумы специально шли на такие эксперименты, чтобы доказать правдивость своих действий, а также “прорекламировать” собственное имя. Многие действительно прибегали к небольшим “фокусам”, усиливающим эффектность действа: например, во время просветительских лекций для интересующихся практикой.
Одним из наиболее авторитетных экспертов в делах спиритизма был Чезаре Ломброзо, основатель криминологии, психиатр. Он фиксировал факты обмана, когда таковые имели место, но к концу жизни сам стал ярым верующим в мистическую составляющую спиритических сеансов. Например, он писал о медиуме по имени Эвсапия, именно так:
“Она нередко делала то, что просто не под силу. Когда Эвсапии связывали руки, она чудом могла высвободить одну из них, кого-то коснуться. Также, раскачивание весов производила с помощью волоска из прически, незаметно опущенного на чашу, приподнимала ногой ножку стула, собирала цветы заранее, чтобы подбросить их как послание из потустороннего мира.
Тем не менее, когда медиума обвиняли в шарлатанстве, женщина приходила в бешенство. И правду, не все ее спиритические сеансы были такими, как описывалось выше: она действительно обладала способностями общаться с духами, и дотрагивалась до людей не своими конечностями — ведь, дотронуться до сидящего напротив связанными руками просто невозможно!”.
Одна из самых неприятных историй от Артура Конан Дойля связана с именем Гарри Гудини, знаменитого иллюзиониста, который тоже был непрочь разоблачить шарлатана-другого. Писатель и иллюзионист были хорошими приятелями. Желая доказать правдивость сеансов, Артур пригласил Гудини к себе домой, где вызвал его мать, написавшую письмо сыну. Иллюзионист, казалось, был потрясен, но через несколько дней дал комментарий в “Нью-Йорк Сан” о том, что в спиритические сеансы не верит никоим образом, и считает это все выдумками и успешными постановками. Конан Дойль был оскорблен, и написал другу такое письмо:
“Мой дорогой Гудини: Мне выслали New York Sun с вашей статьей и без сомнения хотели, чтобы я на нее ответил, но я не имею никакого желания устраивать спарринг с другом на публике, так что я оставил ее без ответа. Но тем не менее, я чувствую большое сожаление от этого. У вас есть права в этом мире придерживаться своего собственного мнения, но когда вы говорили, что не имеете никаких доказательств существования этого явления, вы сказали то, с чем я не могу сопоставить то, что я видел своими собственными глазами. Я знаю на многих примерах истинность медиумизма моей жены, и я видел то, что случилось с вами, и какой эффект это на вас произвело в тот момент”.
Гудини ответил, что не может объяснить, почему не верит в то, что происходило на спиритическом сеансе. Позднее, он разоблачил несколько медиумов, которых очень уважал писатель — это и разорвало дружбу писателя и иллюзиониста.
Работа “История спиритуализма” нас очень увлекла, поэтому предлагаем вам ознакомиться с ней полностью самостоятельно. Кто знает, может быть, чудеса и правда существуют не только в сказках?