Журнал “Модерн” в 2006 году опубликовал статью, посвященную Призраку Оперы, и она заинтересовала тысячи читателей. Ее автор — солист балета Большого Театра Егор Симачев, которому посчастливилось не только побывать в знаменитой Опера Гарнье, но и собрать множество интересных фактов, легенд и историй, с ней связанных.
В статье Симачева рассказывается по большей части о самом здании Гранд Опера — его истории, строении, богатому внутреннему убранству. И, конечно, нельзя исключить из истории легенду о Призраке: о ней автор тоже поведал. Конечно, он достаточно хорошо приукрасил легенду, и многие читатели не замедлили опровергнуть факты — например, “зловещая ложа №5”, которая несет несчастье любому, кто ее снимает — выдумка. Билеты туда продаются так же, как и в другие.
Статья получилась весьма увлекательной, несмотря на некоторые сюжеты “для красного словца”, поэтому и мы заинтересовались: что же такого таится за стенами знаменитой оперы? Сегодня мы об этом расскажем.
Сколько легенд и загадок связано со столицей Франции! Сколько политических интриг и переворотов связано с узкими мощеными улочками и древними зданиями, сколько переворотов и кровавых страниц истории вершилось именно здесь. Мистика и романтика нераздельно переплетаются здесь, и кажется, витают в воздухе и по сей день.
Но, пожалуй, самая известная легенда Парижа — о Призраке, поселившемся в здании Гранд-опера. Да, ту самую ложу №5 сдавать нельзя по сей день. Она принадлежит Эрику, загадочному Призраку оперы, и многие говорят о том, что он появляется там время от времени — обычно в начале спектакля. Призрак усаживается на роскошные кресла, обитые красным бархатом, чтобы лицезреть происходящее на сцене его дома. Хранители театра даже рассказывали случаи, что со смельчаками, занявшими ложу Призрака, обязательно случались несчастья. Но давайте обо всем по порядку.
Гранд-опера — по-настоящему величественное здание, встречающее своих посетителей горделивостью и монументальностью своего фасада. Золотой купол и множество статуй могут впечатлить любого, даже самого придирчивого критика.
Театр был построен в 1875 году. Архитектор Шарль Гарнье, трудившийся над постройкой, был достаточно знаменит в Париже того времени. Здание по сей день носит его имя — не только чтобы прославить своего создателя: на площади Бастилии появилась еще одна опера, и такое название было мерой, чтобы избежать путаницы. Вплоть до 70-х Опера являлась одной из самых больших в Европе. Например, театр “Комеди Франсез”, который тоже находится в Париже, с легкостью мог бы уместиться в ее подсобных помещениях. Да, это по-настоящему масштабно! Даже знаменитая Триумфальная арка ниже оперы на целых 13 метров (высота Гранд-опера — 63 метра, от фундамента до купола).
На ступенях здания всегда многолюдно — сюда приезжают путешественники из разных стран, чтобы полюбоваться его величием и необычайной красотой. Рядом с туристами вальяжно прогуливаются полноценные хозяева площади — сотни голубей, деловито взирающие на то, что происходит вокруг.
К вечеру, возле Гранд-опера начинается самое интересное: путешественники разбредаются по отелям и увеселительным заведениям, а им на смену появляется светская публика, одетая в роскошные платья и смокинги. Это завсегдатаи оперы, не пропускающие ни одной премьеры, и знающие толк в искусстве. Они скрываются под сводами старого здания, чтобы вновь увидеть потрясающее действо на сцене.
Но не только сцена заслуживает внимания — внутри здания действительно есть, на что взглянуть помимо нее. Например, плафон, расписанный вручную в 1964 году Марком Шагалом. Многие почитатели его творчества специально приезжают в Гранд-опера, чтобы своими глазами полюбоваться произведением искусства.
Внутренняя отделка оперы пестрит обилием материалов. Здесь можно увидеть гранит, различные расцветки мрамора, чистейший хрусталь, ценнейшие породы дерева, прекрасный бархат. Все это было привезено во время строительства из разных стран, а чертежи будущего здания составляли более 33 километров.
Зал Гранд-опера вмещает под своим сводом две тысячи зрителей. Но не со всех мест можно вдоволь насладиться происходящим на сцене: двести из них были добавлены к проекту Гарнье гораздо позже одним из директоров оперы, озадаченному проблемами повышения прибыли.
Общая площадь здания составляет 11 тыс. кв. метров. Помимо просторных кабинетов администрации, здесь есть репетиционные залы (для хора и балета отдельно), также ложи для танцовщиков и певцов (тоже раздельные), огромная сцена, оркестровая яма и поистине впечатляющая парадная лестница. Именно перед ней проводятся роскошные банкеты для именитых посетителей оперы, чествуют балерин и певцов, а также отмечают громкие театральные премьеры.
Егору Симачеву, о котором мы говорили ранее, посчастливилось побывать на одном из приемов в Гранд-опера. Впечатлений у мужчины было множество: наверное, только королевский прием может сравниться с тем, что происходило в опере. Балкон, на котором размещались щедро накрытые столики, открывал вид на мраморную парадную лестницу и холл. Изысканные вина и деликатесы, живая музыка — все создавало чарующую атмосферу грандиозного праздника.
Конечно, мало кто поверит, что находятся те, на кого Гранд-опера производит плохое впечатление. А они были: еще при постройке здания, Гарнье пришлось отстаивать свой необычный проект. Жена императора Наполеона говорила о здании, как о проявлении безвкусицы и отсутствию стиля. Но, не смотря на такие перипетии, оригинальный замысел архитектора был воплощен в жизнь. Современники называли театр “архитектурным арлекином” — за множество заимствований, органично вплетенных в прекрасный интерьер. Сейчас, Гранд-опера потерял своее комичное название, и по праву называется шедевром мировой архитектуры.
Среди многочисленных бюстов композиторов и гербов их городов, выделяется одна скульптурная группа. Она называется “Танец”, и принадлежит скульптору Карпо. Сюжет скульптуры прост и интересен: окруженный пятью обнаженными танцовщицами мужчина с бубном. Правда, все позы, представленные в скульптуре, достаточно легкомысленны — понятное дело, что это стало достаточно обсуждаемым еще в годы жизни скульптора. Пуритански настроенная публика гневилась, менее талантливые коллеги завидовали скульптору, который смог создать настолько живописное произведение. Говорили о скандальности, непристойности и фривольности скульптуры — и вот, однажды вандалы все-таки добрались до произведения искусства. В 1869 году неизвестные личности забросали скульптуру бутылками с чернилами, и она была испорчена.
Белоснежный мрамор пережил нападение достаточно стойко, а вот новую эпоху с автомобилями и городским смогом — нет. Материал начал темнеть, и чтобы спасти произведение, в 1932 году было решено заменить его копией Поля Бельмондо, точно выполнившего композицию из материалов, высокоустойчивых к воздействию окружающей среды. Оригинал скульптуры, на котором можно увидеть те самые пятна чернил (они никак не поддавались реставраторам, и их решили оставить), можно увидеть в Лувре.
Строительство Гранд-оперы занимало достаточно долгое время. Подземные воды препятствовали закладке фасада, и с ними нужно было как-то бороться. Они скапливались под фундаментом, что могло впоследствии привести к обрушению всего здания.
Архитектор понимал, что просто так возвести театр у него не получиться, и не учитывать этот фактор нельзя. Он впадал в отчаяние, временами даже подумывая о том, чтобы отказаться от своего замысла, так не начав воплощать его в жизнь. Депрессивное состояние обуревала Гарнье, но он все же нашел выход из сложной ситуации: двойные стены подвального помещения изолировали фундамент от воды. Так театр и был построен.
Но, конечно же, такой архитектурный секрет стал поводом для очередной легенды. Известный писатель, Гастон Леру выразил свое предположение, что вовсе не для изоляции от воды служат толстые стены темных подвалов театра, а для пыток, которым придает Призрак оперы всех несчастных, попавших в его плен. Так и была создана литературная легенда об Эрике, всегда носящем маску, и скрывающим под ней ужасно изуродованное лицо. По мотивам этой книги был написан мюзикл “Призрак оперы”, а также снято несколько кинолент.
Сюжеты фильмов пусть и разнятся, но имеют в основе именно эту легенду. Призрак, заточенный в здании оперы, влюбляется в молодую девушку, которая обладает невероятным певческим талантом и мастерством. Влюбленный старается сделать карьеру девушки успешной, однако та влюбляется в обычного человека, боясь загадочного незнакомца-покровителя. Трагический финал, вызванный ревностью, мы раскрывать не будем, а вот еще кое-что интересное с удовольствием расскажем.
Опера Гарнье хранит множество секретов, тайн и необычайных историй в своих стенах. Нельзя сказать, что легенда о призраке однозначно плод фантазии ее автора. Загадочных происшествий за всю историю театра накопилось немало, и многие из них так и не смогли объяснить.
Многие очевидцы утверждают, что своими глазами лицезрели странный силуэт возле ложи №5, или на перекрытиях над сценой. Кто знает, упал ли так свет, или действительно там прогуливался призрак, осматривая свои владения?
Но мы хотим поведать о случае, который произошел в мае 1869 года. Более тысячи зрителей собрались в Гранд-опера, чтобы увидеть постановку “Фауст”. Именно тогда было нарушено правило “ложи №5”, и зрителям продали билеты на желаемые места. То ли стечение обстоятельств, то ли гнев призрака произвел неприятную ситуацию: когда героиня оперы воскликнула: “О тишина! Непроницаемая тайна!” зал шокировал сильных грохот. Это рухнула знаменитая люстра Оперы Гарнье — канат, удерживающий ее, невероятным образом оборвался. На головы зрителей упало около 6 тонн, и многие достаточно сильно пострадали. Эпизод не остался незамеченным: его отразили в нескольких фильмах, связанных с Гранд-опера.
Спектакль заканчивается, и ночь погружает Оперу Гарнье в спокойствие и тишину. Кто знает, может быть, там действительно обитает призрак, и прохаживается по красиво украшенным коридорам? А вы как считаете?