“Гиндебург” — упавший дирижабль

6 мая 1937 года в Соединенных Штатах Америки произошла катастрофа, завершившая собой целую эпоху дирижаблей. После того, как погибли 36 человек, пассажирские перевозки на этом виде транспорта завершились. Предлагаем узнать об этом чуть больше, ведь, сейчас такую технику встретишь редко.

Дирижабль Гиндебург

Строительство

Дирижабль, ставший героем нашей истории, получил кодовое название LZ 129. Строительство началось в Германии в 1931 году, и заняло целых 5 лет. По конструкции дирижабль был “жестким” — так называли подобные суда, выполненные из дюралюминия (каркас), обтянутого тканью.

Внутри размещались камеры с газом, приводившим дирижабль в движение — стоит ли говорить, что такие аппараты для воздухоплавания были по-настоящему огромными (иначе бы они просто не сдвинулись с места из-за нехватки подъемной силы). Жесткие дирижабли чаще всего использовали в то время для перевозки пассажиров — как оказалось, это было не совсем безопасно. Но, обо всем по порядку.

Строительство дирижабля Гиндебург

Первый полет

Взмыл в небо LZ 129 в 1936 году. Запуск самого большого дирижабля для пассажироперевозок был проведен 4 марта. В то время, власть в Германии уже занял Гитлер, и конструкторы хотели назвать свое судно в его честь, но он был против, ведь, любая проблема с дирижаблем, освещенная в СМИ, была бы уроном для его имиджа и авторитета.

Так, “лицом” и названием дирижабля выбрали другого человека — Пауля фон Гиндебурга, рейхпрезидента страны (он занимал этот пост с 1925 года, но умер в 1934. С тех пор такой должности больше не существовало — ее упразднил фюрер, ставший главой государства). Сказано — сделано, и дирижабль “Гиндебург” был готов к старту.

Первый полет Гиндебурга

О дирижабле

Мы уже говорили, что он был просто огромным. Это действительно так! Длина дирижабля составляла 245 метров (это почти “Титаник” — он был 269). На борту были установлены 4 двигателя, мощность которых была достаточной, чтобы не только поднимать в небо такую махину, но и развивать скорость до 135 км/ч. Поезда того времени, предназначенные для перевозки пассажиров, в скорости дирижаблю уступали.

“Команда” из перевозимых пассажиров могла достигать порядка ста человек, и столько же тонн груза “Гиндебург” мог перевезти. Правда, 60 из них приходилось на топливо.

Дирижабль Гиндебург

О стоимости и комфорте

Стоит ли говорить, что цена на билет “Гиндебурга” была заоблачной? (как и он сам:)) Она составляла 400 долларов — в 1930-х это были огромные деньги (если пересчитать на современные — порядка 7000$). Понятно, кто был основными пассажирами дирижабля — на его борту летали политические деятели, знаменитые спортсмены, звезды кино и театра, а также бизнесмены, если говорить на современный лад.

Комфорт в Гиндебург

Зато внутреннее убранство “Гиндебурга” полностью соответствовало стоимости билета. Первым, что бросалось в глаза, была прогулочная палуба, оснащенная окнами и мягкими креслами со столиками. Говорят, что для дирижабля создали сверхлегкое пианино, но от этого проекта пришлось отказаться в пользу пары пассажирских кают (а также для облегчения веса судна — каждая мелочь в этом вопросе играла существенную роль).

Хотите увидеть палубу дирижабля? Обратите внимание на сцену в фильме “Индиана Джонс”, в которой главные герои пытаются сбежать из Германии, воспользовавшись дирижаблем.

Кстати, о комфорте. Каюты были достаточно маленькими (3х3 кв.м.), и в них были установлены: 2 кровати, умывальник из пластика, встроенный шкафчик и откидной столик. Туалетов и душа, увы, в них не было, как и окон.

Внутри дирижабля Гиндебург

Первый “настоящий” полет

“Гиндебург”, хорошо показавший себя во время тестового запуска в апреле, уже в мае совершил свой первый “настоящий” полет по маршруту Франкфурт — Нью Джерси. Он летел 61 час 40 минут, с 6 по 9 мая 1936 года. Сделано это было не просто так: лучшие дирижабли строились именно в Германии, и пришедшие к власти нацисты рассматривали воздушные суда как эффективное средство для пропаганды своих идей. Дирижабли стали их “визитной карточкой” — а Северная Америка как нельзя лучше подходила для ее демонстрации.

Первый настоящий полет дирижабля Гиндебург

Во время этого полета, борт “Гиндебурга” был наполнен знаменитостями того времени. Одним из самых примечательных гостей был Пауль Шульте — он провел первую католическую мессу на борту воздушного судна, за что получил прозвище “Летающий Священник”. К слову, он прославился не только этим. Шульте прошел Первую мировую войну в качестве летчика, а затем стал миссионером в Африке, добираясь туда на самолете. Так, 6 мая 1936 года, священник провел службу, пролетая на дирижабле над Атлантикой.

О пропаганде

Средством для пропаганды нацистских идеалов “Гиндебург” служил как минимум дважды. Он стал символом Олимпиады 1936 года в Берлине, и ознаменовал ее, пролетев над стадионом на высоте 250 метров. Более 3 миллионов человек увидели это воочию: воздушное судно проплывало над городом в течение трех часов.

В сентябре того же года, “Гиндебург” пролетел над съездом национал-социалистической рабочей партии в Нюрнберге. Этот момент был запечатлен в фильме “Триумф воли”, режиссером которого был Лени Рифеншталь.

Пропаганда Гиндебург

О маршруте

История “Гиндебурга” приобрела свой трагический поворот в полете над США. Охваченные интересом пропаганды нацисты проложили маршрут воздушного судна по самым крупным городам Америки. Неизменной была одна точка высадки пассажиров — авиабаза Лейкхерст (она находилась недалеко от Нью Йорка). К слову, основной надеждой и движущей силой дирижаблестроения США была именно она: здесь была выпущена военная модель, получившая известность под названием “Аркон”, развившийся в 1933 году. В этой катастрофе выжили 3 человека из 76, и она была признана одной из самых трагических в истории Америки того времени.

Маршрут Гиндебурга

Катастрофа

Крушение дирижабля “Гиндебург” произошло в прямом эфире, и стало одним из самых трагических фактов в истории.

Под командованием капитана Макса Прусса, “Гиндебург” совершал полет с 97 пассажирами на борту. Маршрут его пролегал в Нью Йорк, и должен был завершиться на Лейкхерсте. Из-за грозового фронта, посадка на авиабазе была отложена на 8 часов, только потом капитану разрешили приземлиться.

Катастрофа произошла при посадке — один из газовых отсеков загорелся за несколько минут до высадки пассажиров, и дирижабль рухнул на землю, охваченный языками пламени. Из всей команды в живых остались 62 человека, и, пожалуй, это можно назвать достаточно удачным моментом. Но никто не умоляет трагедии: погибли 22 члена экипажа и 13 пассажиров, находившихся на борту. Также, погиб один человек из штата служащих базы, находившийся на месте событий.

Почему загорелся газовый отсек? Для того, чтобы поднять огромный дирижабль в воздух, использовали водород вместо более безопасного гелия, поэтому пламя так быстро охватило судно.

Германия первой половины 20 века запрещала поставку гелия из США — одного из крупнейших его поставщиков, хотя изначально “Гиндебург” рассчитывался как судно, использующее данный вид топлива. Из-за нацистской политики его пришлось усовершенствовать в пользу водородной тяги — это и привело к крушению.

Крушение дирижабля “Гиндебург”

Самая знаменитая фотография печальных событий была опубликована в журнале “Time”, и стала отражением всего масштаба и ужаса катастрофы. Горящий дирижабль над землей был запечатлен фотографом Сэмом Шером, работавшем в одном из новостных агенств того времени. Но “Гиндебург” был запечатлен не только им — десяток фотографов освещали этот эпизод истории в своих снимках. Но именно фотография Шера была на обложках журналов, а позже, в 1969 году, была использована в качестве обложки для одного из альбомов группы Led Zeppelin.

Обложка Led Zeppelin

Служба по погибшим выходцам из Германии прошла в Нью Йорке 11 мая 1937 года. Более 10 000 представителей различных немецких организаций участвовали в поминальной службе. Она происходила на пирсе, откуда в Германию отправлялись пассажирские суда — это место было выбрано не случайно: после того, как нацистское приветствие было отдано, и цветы возложены, гробы с телами погибших погрузили на пароход “Гамбург” и отправили на родину для последующего захоронения.

Последствия

Каркас “Гиндебурга” отправили на переплавку в конце 1937 года — так и завершилась его недолгая жизнь. Но, конечно, трагедия породила много слухов: говорили и о бомбе, изначально заложенной на борту дирижабля, и про обрыв троса, повредившего баллон с топливом.

Последствия крушения дирижабля

После событий с дирижаблем “Гиндебург”, эра пассажирских перевозок на подобных судах в Германии завершилась. Два дирижабля-последователя “Гиндебурга” были разобраны и отправлены на переплавку — так катастрофа сыграла свою роль в жизни воздушного судостроения Германии тридцатых годов.

1 Comment

  1. Евгений Мелюх:

    Вот это по настоящему удивительная была громадина. Жаль, что этот дирижабль постигла такая печальная участь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login