Обзор: “Ходячий замок Хаула”

Все фильмы режиссера Хаяо Миядзаки захватывают с первых кадров: необычные персонажи, мир, в котором переплетается реальность и волшебство, а также сюжеты с философским подтекстом, которые вряд ли оставят кого-то равнодушным. В основу знаменитого мультипликационного фильма “Ходячий замок Хаула” лег роман Дианы Уинн Джонс, события которого разворачиваются во времена пост-викторианской эпохи. Вымышленный мир, параллельно существующий с реальным, отличается от него кардинально — в нем обитают духи и люди, которые с ними тесно связаны. Но обо все по порядку.

Сюжет

Эта история о шляпнице по имени Софи, мирно трудящейся в небольшом магазинчике. Однажды она случайно знакомится с Хаулом — волшебником, у которого есть собственный необычный замок. Жилище похоже на диковинное животное, и может перемещаться туда, куда захочется его владельцу, о котором в народе говорят, как о “воре женских сердец”. Хаул действительно красив, и немудрено, что простушка, как сама себя называла Софи, влюбилась в него с первого взгляда. Прогулка по небу с волшебником Хаулом обернулась для девушки началом новой истории, перевернувшей ее жизнь — злая волшебница, Ведьма Пустоши прокляла ее, и обрекла на существования в теле старушки. Состарившаяся Софи не отчаялась и не смирилась со своим новым обликом — он отправилась на поиски злой колдуньи, чтобы избавиться от своего заклятия. Почему Ведьма Пустоши так поступила с девушкой? Из-за ревности к Хаулу, конечно, который и ее сердце смог украсть, того не замечая.

Дорога до пустоши тяжела для резко постаревшей Софи, и волею случая она оказывается в замке Хаула. Там она знакомится с новыми друзьями: Марклом — мальчиком, который прислуживает хозяину замка, огню в очаге по имени Кальцифер и пугалом, которое все понимает, но сказать ничего не может. Демона Кальцифера и Хаула связывает древний договор, подробности которого Софи узнает не сразу. Точно так же Хаул не догадывается, кем на самом деле является пожилая гостья в его доме. Софи и рада бы поведать ему эту историю, но не может из-за заклятья, наложенного на нее ведьмой.

С каждым днем, проведенным в замке, Софи все больше влюбляется в Хаула. Добрая девушка становится хорошим другом для тех, кто вместе с ним живет — ее доброты хватает на всех, даже к пугалу Репке (так девушка назвала нового приятеля) она относится учтиво и с теплотой. Эта доброта и любовь к Хаулу постепенно “излечивают” девушку — она постепенно молодеет, узнавая все новые подробности жизни волшебника. Над ним тоже висит проклятие, от которого он превращается в чудовище, но для Софи это не имеет смысла. Чем закончится эта интересная история — узнаете сами, посмотрев “Шагающий замок”

О задумке автора

Миядзаки создал красивую романтическую сказку, это факт. Но в ней гораздо больше подтекстов, чем видно “на первый взгляд”. Например, четко выражен пацифистский и антивоенный настрой режиссера — все это сплетается в атмосфере ветра и воздуха, зеленой травы и прекрасного неба, которое показывается нам в фильме. В “Ходячем замке” показывается противостояние двух соседних государств, с началом войны которых заканчивается целая эпоха. Необычайная масштабность бедствий смешивается с волшебной “авиацией”, а полыхающая архитектура викторианской эпохи заставляет зрителей переживать и сострадать всем невиновным. Даже герои, магический дом которых может перемещать их в 4 разных мира, стоит только повернуть дверную ручку, оказываются в гуще военных событий.  

В главном герое тоже видятся пацифистские черты — получив повестку, призывающую на войну (ведь, каждый обучавшийся в школе маг должен пополнить ряды военных), он отказывается в этом участвовать, за что его преследует колдунья из королевского дворца.

Но с помощью Софи Хаул принимает решение по поводу войны — он участвует в собственной битве “против всех”, кто развязал бойню.

Думаю, вы поняли, о чем речь — антивоенный настрой Миядзаки в фильме виден даже самому невнимательному зрителю.

О персонажах

Персонажи в “Ходячем замке” интересные, и за их судьбами хочется следить, не отрываясь. У каждого из них свой характер, свой взгляд на мир. Сейчас расскажем о них подробнее.

Хаул.

“— Сколько у тебя имен, Хаул?

— Не больше, чем нужно, чтобы жить свободно”.

Как мы уже говорили, Хаул очень хорош собой — светловолосый волшебник, одетый в воздушную белую рубашку и плащ, развевающийся на ветру недаром слыл покорителем женских сердец. По характеру его можно сравнить с ребенком — самая малейшая неприятность может вывести его из себя и заставить долго грустить, а комната с игрушками и сувенирной мелочевкой является его обиталищем в странном шагающем замке. Харизмы и обаяния у этого персонажа не занимать, как и внутренней смелости, о которой ему предстоит узнать после некоторых событий фильма.

Софи

Восемнадцатилетняя шляпница, крайне неуверенная в себе — замкнутая “серая мышка”, которая сама себя называет “простушкой”. Аллегорический персонаж: превращаясь в старуху, Софи как бы открывает всю свою сущность, что она таковой и была — глубоко в душе. Девушка отличается добротой, трудолюбием, искренностью — и это прослеживается в ее отношении к другим персонажам. Превращения в старуху и изменения возраста заставляют Софи по-разному чувствовать и переживать, а зрителя — с интересом смотреть на экран, прослеживая даже самые мелочи. Что хочет нам сказать режиссер? Он хочет изменить у зрителей отношение к старости в принципе, не бояться ее, а концентрироваться на душевных переживаниях и духовных богатствах, накопленных за жизнь. “Ходячий замок” однажды назвали “мультфильмом для пожилых людей”, и Миядзаки с этим согласился.

Кальцифер

Огненный демон, обитающий в очаге шагающего замка заставляет улыбнуться с первого знакомства с ним. Он достаточно “ядовит” на язык и вреден по своей натуре (а каким еще быть демону-то), а также часто жалуется на все вокруг. Но это только с виду — даже ему присуща внутренняя доброта и забота, которую он тщательно скрывает от посторонних глаз. Проклятие, которое связывает Кальцифера с Хаулом открывается зрителям не сразу, и эта интрига вполне оправдана — узнавать о прошлом демона и волшебника крайне интересно.

Ведьма Пустоши

Ведьма представляется нам, как ужасно злая, жестокая и жадная женщина. Для нее ничего не стоит наложить на кого-нибудь проклятие, а потом уйти с самодовольным видом. Даже в облике ее читается что-то вроде предупреждения “не подходи”: она достаточно тучная, носит черное платье и широкополую шляпу, скрывающую лицо.Но на самом деле, причина такого поведения — внутреннее одиночество, которое мешает Ведьме Пустоши спокойно жить. Ей тоже нужна любовь и забота, но она отрицает это, творя плохие дела на каждом шагу.

Награды

“Ходячий замок” получил немало заслуженных наград, среди которых номинация на 78-ю премию «Оскар» (2005) за «лучший анимационный полнометражный фильм» и «Золотая Озелла» на 61 венецианском кинофестивале за технические достижения. (2004). Это была первая японская анимация, когда-либо открывавшая фестиваль.

Заключение

Трогательный и достаточно “настоящий” мультипликационный фильм, ставший легендой японского кинематографа, “Ходячий замок Хаула” стоит посмотреть хоть раз в жизни. Это потрясающая история, которая греет сердца зрителей, к которой хочется возвращаться и пересматривать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login