Какие самые известные художники приходят на ум, стоит сказать слово “живопись”? Конечно, Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог и Леонардо да Винчи. Сегодня мы хотим рассказать вам именно о Ван Гоге, абстракционисте и модернисте, жившего в ХХ веке. С этим именем связано много слухов и легенд, а картины художника настолько любимы во всем мире, что у даже у кого-то из ваших знакомых обязательно найдется открытка или копия его знаменитых картин. Однако. образ, о котором мы слышали — не более, чем хороший ход для того, чтобы получить известность. Так что скрывается под маской сумасшедшего художника?
Легенда гласит, что Ван Гог не занимался художественным искусством в детстве, а начал постигать его азы в среднем возрасте — и это действительно так. Талантливому живописцу хватило десяти лет, чтобы достичь вершин, к которым другие художники идут годами. Однако, биография художника была достаточно скупой на какие-то ошеломляющие события: всю жизнь он упорно работал, и не выделялся совершенно ничем. Только перед смертью с его психикой начали происходить странные вещи, выливающиеся в припадки, которые стали причиной попытки покончить жизнь самоубийством. Но даже эти, казалось бы, удручающие факты, которые не стоило предавать огласке, впоследствии стали хорошим способом “продать” картины художника массам за большую стоимость, и сделать его имя легендарным.
Легенду, будоражащую умы до сих пор, создал Юлиус Майер-Грефе, быстро “раскусивший”, как на таланте Ван Гога можно сделать состояние, добавив в его биографию “перчинки” для повышения интереса. Приобретением искусствоведа стало полотно “Влюбленная пара”, с которого и началась знаменитая рекламная компания. Для того, чтобы ее осуществить, Майер-Грефе ненадолго стал настоящим писателем, и издал труд о жизни художника, с которым лично никогда не встречался. Биография распространилась в Германии, где никто не знал о Ван Гоге совсем ничего, поэтому, ничего не мешало автору домысливать и фантазировать как ему угодно.
Биография получила интригующее название “Роман о Богоискателе”, и вышла в 1921 году — это была третья редакция знаменитой легенды. Безумец, отрезавший себе ухо, в момент стал гением, и слава прокатилась по всему миру, сделав из одинокого человека сумасшедшего творца.
“Настоящий” Винсент Ван Гог имеет мало сходства с тем, которого создал автор биографии. Парень по кличке Спиноза, которым и был талантливый художник, получил достойное образование в гимназии, знал 3 языка, и мог свободно на них говорить и писать, а также отдавал очень много времени чтению (за что и получил свое забавное прозвище). У него была большая семья, на поддержку которой Ван Гог всегда мог рассчитывать даже при условии, что не все его поступки одобрялись. Он был достаточно прагматичен, и вырос в “обстановке искусства” — дед Ван Гога работал переплетчиком книг почти всю жизнь, а три дяди торговали предметами искусства с большим успехом.
В легенде есть эпизод, где художник “отправляется в народ” — он действительно основан на реальных событиях. В районе Боринаж, что находится в Бельгии, 1879 полгода Ван Гог провел в качестве проповедника. Фантазия Майер-Грефе объясняла это по-разному, но с присущим ей пафосом: то живописец хотел окунуться с мир нищих и угнетенных, то хотел сбежать от среды, в которой обитает. На самом деле, такое решение объяснялось достаточно просто: благодаря полугодовой “практике” в глубинке, Ван Гог получил сан быстрее, чем за 5 лет обучения в семинарии. У него не было нужды в духовном сближении с ними, хоть он и был не против помочь, чем мог — но отделяться от класса, в котором Ван Гог жил, он точно не собирался. Выполнив миссионерскую работу, он планировал обучение в евангельской школе, которая, внезапно, изменила свои правила, и перестала быть бесплатной. Так и начался путь художника, не ставшего религиозным деятелем — он отказался от этой идеи из-за платного образования.
Мало кто знает, что, как и его дяди, Ван Гог успешно развивал торговлю предметами искусства в компании “Гупиль”. Для того, чтобы “сколотить” успешную карьеру торговца антиквариатом и прочими предметами, относящимися к культуре ушедших эпох и современности, художнику потребовалось 7 лет, и помощь своего дяди-тезки, в честь которого он был назван.
Тяга к знаниям не прошла для него даром — он был мастером в вопросах, связанных с живописью разных стран и направлений, что и помогло ему в будущем. Но обо всем по порядку.
Ван Гог начал изучать живопись в двадцать семь, и это не было каким-то чудом или ознаменованием свыше: его знания и подкованность в “картинных” вопросах и искусстве в целом и объясняли талант. Конечно, без усердия и усидчивости тут не обошлось, но дилетантом, как его представил автор биографии, мужчина не был. В художественном образовании Ван Гога участвовал Антон Мауве, профессиональный художник, а также дяди присылали ему многие учебники, по которым он занимался самостоятельно. Он даже успел три месяца проучиться в Академии художеств, но закончить так и не смог — волею судьбы, Ван Гога ждал Париж.
Переезд был не случаен: в столице Франции жил младший брат художника, Теодор, который сыграл огромную роль в жизни живописца. Стремление Ван Гога к “крестьянской живописи”, основанной на опыте, полученном в шахтерском городке, было опровергнуто на корню: такой жанр живописи уже “приелся”, и нужно было что-то новое, которое сможет заинтересовать разборчивую публику. Ей нужен был импрессионизм: светлый, радостный, контрастирующий с не радостными изображениями, отображающими тяжелый быт. И вскоре, праздник на полотнах действительно был оценен по достоинству.
Фернан Кормон — художник, основавший свою студию в Париже, бравший “под свое крыло” живописцев, которые были готовы к экспериментам. Именно сюда и поступил Ван Гог по приезду в Париж, послушав совет младшего брата. Все новые идеи, раскатившиеся по Парижу с огромной скоростью, художник запоминал и переносил на свои полотна.
Теодор познакомил его с критиками и художниками, среди которых были Клод Моне и Эдгар Дега, уже завоевавшие признание и “свое место” в сфере искусства. Теодор был талантливым бизнесменом, и схватывал все налету — стоит ли говорить, как скоро он сообразил, к чему тяготеет и стремится искусство того времени? Он организовывал выставки импрессионистов у себя в “Гупиль”, и сделал много для того, чтобы этот жанр живописи начал пользоваться спросом и обрел популярность. Он же был отцом “квартирных выставок”, ставших популярными в ХХ веке, на которых показывалось то, что нельзя было выставить в “Гупиль”. И, конечно, основными полотнами, представленными там, были работы Винсента.
Конечно, как бизнесмен, Теодор тоже хотел получить с этого выгоду, поэтому между братьями был заключен договор. В обмен на надвигающуюся популярность и сборы с выставок, Теодор выплачивал Ван Гогу 220 франков ежемесячно, а также предоставлял лучшие инструменты и полотна для живописи. Именно из-за качества материалов для творчества картины Ван Гога так хорошо сохранились. Что касается заработка, 220 франков были не самым большим жалованием, которое можно было получать в те времена — врачи или юристы, например, получали в три раза больше.
В книге, покровителем для Ван Гога, представленного бедствующим, является почтальон. Но жалование почтальона составляло сумму, вдвое меньшую, чем получал Ван Гог, а семья Жозефа Рулена была достаточно большой: он обеспечивал жену и трех своих детей. Такая нестыковка фактов является попыткой автора приписать Ван Гогу бедность и нищенское положение в обществе, и вызвать жалость у читателей. На самом деле, Винсент мало в чем нуждался: лечение ему оплачивал брат, как и одежду, книги и все, что было нужно живописцу для жизни и творчества.
Все это было для того, чтобы создать свой рынок живописи, на котором братья смогли бы сколотить состояние, и приобрести вместе с ним известность и высокое положение в художественном обществе. Они хотели стать лидерами, пойдя на рискованный, но до мелочей продуманный шаг.
Такой расчет между братьями был уникальным явлением для того времени. Артдилер Теодор являлся одним из лидеров на рынке искусства, а его брат — художник, поставляющий на этот рынок то, что требует публика. Многие художники такое могли видеть только в своих мечтах, поэтому, душещипательные страницы о “непризнанности” Ван Гога — всего лишь хороший повод надавить на сострадание читателей. К тому же, рассказ о том, что художник запросто раздавал свои картины тем, кого считал близким по духу — тоже абсолютный вымысел. Он мечтал не только об известности, но и о состоянии, для которого усердно трудился, и такой “художественный альтруизм” был бы просто расточительством.
И письма, которые художник писал младшему брату, были не о поиске бога, а о поиске возможности заработать больше на том, что они делают. Он писал, что продажа картин во многом зависит от рекламы: нужно было сделать так, чтобы каждый хотел повесить полотна у себя дома. Безупречная формула успеха была подкреплена двумя парижскими выставками, проходившими в кафе, где он успешно смог продать несколько своих картин. В биографии этот эпизод был описан совершенно по-другому: он говорил об отчаянии Винсента, и что его живопись не выставляется ни на одной “официальной” выставке, потому что подвергается цензуре и критике.
Неправдивое положение Ван Гога, описанное в биографии, доказывает и тот факт, что его картины выставлялись в лучших галереях того времени: “Салон независимых” и “Свободный театр” с радостью предлагал всем любителям живописи окунуться в мир импрессионизма художника. Сюда стекались интеллектуалы Парижа, и посещать эти галереи было по-настоящему модно и престижно. Вся элита столицы стекалась на “квартирные выставки” Теодора, и для художника, стаж которого составлял всего лишь шесть лет, это считалось колоссальным успехом. Многие живописцы за десятилетия труда не могли позволить себе такой роскоши и добиться таких успехов.
Отшельником Ван Гога действительно не назовешь. Автор биографии сильно приукрасил его отделение от окружающего мира, и “заточение в себе”. Он вполне успешно влился в художественную среду своего времени, его изображали на своих полотнах Руссель и Бернар, популярные в то время — ни о какой изоляции и отшельничестве речи быть не может. В одном из сюжетов картин Писсарро Ван Гог ведет беседу с одним из самых влиятельных критиков того времени Фенелоном. Он не был стеснительным, и мог заявить о своих картинах и выставке кому угодно, даже первому встречному прохожему на парижских улочках. Разве так поступал бы отшельник, образ которого мы видим в биографии Майер-Грефе?
Автор постарался, чтобы у читателей сформировался четкий образ непризнанного отшельника, продавшего за всю жизнь всего-лишь одну картину — знаменитые “Красные виноградники в Арле”. На самом деле, это было первое полотно, проданное за сумму в 400 франков, после которого “ценник” на живопись Ван Гога значительно вырос. Его картины покупали не хуже, чем у признанных современников вроде Сера или Гогена. Документально зарегистрирован факт продажи четырнадцати полотен живописца, но это не конечное количество: о многих сделках бумажного подтверждения просто не сохранилось.
Еще немного о “непризнанности”: самые знаменитые критики в своих трудах выделяли Ван Гога среди талантливых авангардистов. Даже Эдгар Дега, отличавшийся скрупулезностью в выборе предметов искусства для своей коллекции, приобрел несколько картин Ван Гога.
Майер-Грефе позаботился о том, чтобы представить нам Ван Гога, и процесс его творческой деятельности “во всей красе”. Вот одна из цитат биографии: «Винсент писал картины в слепом, бессознательном упоении. Его темперамент выплескивался на холст. Деревья кричали, облака охотились друг за другом. Солнце зияло ослепительной дырой, ведущей в хаос».
За красивой формулировкой данного отрывка не скрывается и доли правды. Сам живописец говорил, что искусство создается волей и напряжением, а не одним только импульсом, и включает множество факторов.
В письмах Теодору, Винсент часто упоминал о материалах, технике, задачах. “Планирование” живописи являлось уникальным случаем, и дополнялось упорным трудом. Немудрено, что навык Ван Гога был настолько развит, что к концу жизни он мог написать картину, потратив на это около двух часов — в течение многих лет он работал в поте лица.
И сюжеты, написанные им, появлялись не случайно — они долго обдумывались, и реализовывались зачастую не с первого раза. Покинув Париж, и поселившись в городе Арла, живописец приступил к создании серии работ (включавшей 30 экземпляров) под названием “Контраст”. Это слово отражало все: композицию, цвета, тематику полотен. Все картины задумывались, как украшение для убранства жилища среднего класса — такая продуманная стратегия, затрагивающая и творчество, и его реализацию. Гоген однажды назвал Ван Гога “единственным думающим художником”, что было действительно правдивым утверждением.
Вся легенда о безумии художника, и о том, что только импульсы психоза помогали ему создавать настоящие шедевры очень сильно преувеличены. Психика художника претерпела изменения лишь за полтора года до его смерти, но никак не с юных лет, как повествует нам Мейер-Грефе. И вспышек гениальности, за которыми стояло что-то из глубины души — просто отличный “маркетинговый ход”. На самом деле, художник лечился в клинике от депрессии, сопровождающейся припадками, похожими на эпилепсию. Врачи пытались объяснить их природу, и решили, что во всем виноват абсент — популярный алкогольный напиток того времени, пагубно влияющий на нервную систему человека. Стоит отметить тот факт, что во время припадков и депрессивного состояния Ван Гог не мог работать над картинами, так что положительное влияние психического расстройства на живописца — абсолютный вымысел.
Кто не слышал о том, что Ван Гог отрезал себе ухо? А кто задумывался, правда это, или нет? Для всех любознательных сообщаем: если бы художник отрезал себе ухо “под корень”, он истек бы кровью и умер. Помощь, которую ему оказали через 10 часов, не спасла бы ему жизнь.
Согласно заключениям врачей того времени, Ван Гогу не доставало всего лишь мочки уха — и об этом тоже ходит небольшая легенда. Говорят, что он поссорился с Гогеном, который полоснул ножом художнику по уху, а затем придумал историю про самоистязание, чтобы не потерять лица в обществе.
Самой безумной картиной художника считается “Комната в Арле”. Но обстановка дома действительна похожа на ту, что отображена на полотне — скошенные стены и потолок создавали собой такое пространство. А красивый миф о том, что художник работал при полной луне, прикрепив к своей шляпе свечи, и вовсе абсурден.
“Научный труд” Мейера-Грефе не больше, чем хорошее фентези, смешанное с подлинными фактами. Отсюда читателю так тяжело понять, что является правдой, а что воображением автора. Факто того, например, что Ваг Гог любил работать вне помещения правдив — но не из-за поражений психики, а из-за запаха скипидара, которым разводили масляные краски — художник его на дух не переносил. После прочтения подлинных фактов о Ван Гоге, в голове никак не укладывается теория, что он мог сойти с ума, утверждать, что влюбился в солнце, и запрещать себе покрывать шляпой голову на солнцепеке (шляп у него было предостаточно, их ему поставлял младший брат Теодор, как и одежду).
Ван Гог покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя после очередного лечения в психиатрической клинике, которое, казалось, привело к положительному результату. Хотя бы то, что ему доверили револьвер, объясняет адекватное поведение живописца — безумцу оружие вряд ли бы дали. Поводом для самоубийства, как сейчас считают ученые, было вовсе не безумство и не припадок на его фоне, а женитьба Теодора — Винсент переживал, что теперь брат будет уделять все внимание семье, и их план по “завоеванию” художественного мира провалится.
Умер живописец не сразу, а только по прошествию двух дней с момента выстрела. Он на удивление стойко и спокойно переносил муки от ранения, и умер на руках у Теодора, который не смог пережить утраты, и скончался через полгода. Картины “Гупиль” были распроданы, а полотна Ван Гога отправились в Голландию — так распорядилась вдова Теодора.
Сколько бы мифов и легенд не ходило вокруг Винсента Ван Гога, ученые и историки узнают и придают огласке все больше правдивых фактов, оставляя фантазии Мейера-Грефе и ему подобных на их совести. Но не смотря на это, о безумстве Ван Гога все еще говорят, снимают фильмы и пишут псевдобиографии. Так уж устроен человек — красивый вымысел для него, порой, важнее, чем история о настоящем труде, предприимчивости и светлом уме, опередившем свою эпоху на много лет вперед.