А вы заметили в заголовке нашей статьи кое-что, не совсем верное? Правильно, нельзя ответить Мане или Моне, ведь, это два разных художника, хоть и похожих друг на друга не только фамилиями, но и манерой живописи. Конечно, человеку, который не сталкивался с искусством “лицом к лицу”, бывает сложно отличать их полотна и правильно указывать фамилию живописца. Сегодня мы разрешим вечный вопрос, чьей кисти принадлежит та или иная картина, и научим различать двух удивительных художников.
Даже в жизни Клода Моне и Эдуарда Мане есть сходство: оба были уроженцами Франции, родившимися в ее столице, предпочитали оказывать знаки внимания одним и тем же женщинам, а также зачастую вместе выходили в свет — художники были хорошими знакомыми. Даже современникам было нелегко отличить художников друг от друга: оба носили бороды, и зачастую их путали даже близкие знакомые. Интересно, что родственных связей (даже далеких) между ними не было.
Но не будем вдаваться в подробности биографии, ведь, речь сегодня пойдет совсем о другом. Как отличить картины знаменитых импрессионистов — читайте далее.
В интернете можно найти множество статей, которые освещают нашу тему достаточно однобоко, мол Мане — это когда на холсте нарисованы люди, а Моне — когда непонятные пятна (очень похожие на то, как близорукие люди видят мир. В какой-то степени, это может считаться правдой: Клод Моне оставил потомкам достаточно приличное количество прекрасных пейзажей, а Эдуард Мане — холстов с изображениями людей.
Но если бы все было так просто, никаких вопросов по поводу творчества художников не возникало бы. У обоих встречаются картины как с людьми, так и без — поэтому, разбираемся в нелегком вопросе дальше.
И Мане, и Моне относят к импрессионизму, но все-таки, как и другой жанр, он достаточно многогранен. Да и у каждого художника все-таки есть своя отличительная черта. Например, Эдуарду Мане свойственна живопись, близкая к реализму — за такую точность передачи окружающего мира его даже относили к модернистам. А вот если картина не может “похвастаться” достаточно детальным отражением мира — перед вами, скорее всего, полотно Клода Моне.
Сюжеты Клода Моне склонны показывать не статику, а динамичность мира во всей его красе — на них вы не найдете мелких деталей (художник предпочитал наносить краску крупными мазками), а также четких линий на полотнах тоже не наблюдается. Вот и первое отличие, которое поможет нам разобраться в вопросе: “Мане или Моне”.
Немного из биографии Клода Моне: начало его художественной деятельности было связано с карикатурами, поэтому для художника всегда было важным, какое впечатление картина произведет на своих зрителей. Вызвать определенные эмоции у созерцающего — вот, чего хотелось Моне добиться в своих сюжетах. Главными помощниками в этом являются основы живописи — цвет и свет — неотъемлемые для создания образности и акцентов на полотнах. По этому признаку и можно отличить Моне: если на картине главными факторами являются не детали, а успешное сочетание образности цвета и света, то это именно он.
А вот Мане не был так скрупулезен с подбором оттенков и световых пятен — для Эдуарда важнее было показать сцену, и вызвать у зрителя эмоции за счет того, что в ней изображено.
Художники не только были хорошими приятелями, но и во многих мыслях сходились. Так, у обоих есть полотна с названием “Завтрак на траве” — как различить, кому какое принадлежит? Клод Моне написал свою картину в 1863 году, а Мане — в 1865. Но не всегда же мы можем посмотреть на оборотную сторону полотна и увидеть дату. Так как на обеих картинах изображены люди, руководствуемся вышеперечисленными правилами: там, где детали — там Мане, где широкие мазки и свет — Моне.
А были ли вам полезны наши советы, или вы уже хорошо отличаете почти однофамильцев?